Яшин, Гудков, Митрохин: оппозиционные кандидаты начинают борьбу за пост мэра Москвы
Сразу три оппозиционных политика демонстрируют амбиции участвовать в выборах мэра Москвы. С одной стороны, на выборы собирается Дмитрий Гудков, недавно вступивший в политический союз с Ксенией Собчак. С другой стороны, ожидается участие Ильи Яшина, которого может поддержать Алексей Навальный. А кандидатом от «Яблока» хочет стать Сергей Митрохин.
Экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков 4 апреля предложил оппозиции провести праймериз по выдвижению единого кандидата в мэры Москвы, причем сделать их в два или три тура и не в интернете, а офлайн. Сам Гудков заявил, что хотел баллотироваться в мэры Москвы еще год назад. При этом он считает, что вывести действующего мэра Сергея Собянина во второй тур можно только в том случае, если оппозиция выдвинет единого кандидата.
Споры о праймериз
Гудков выступил с предложением о праймериз, скорее всего, предполагая, что еще одним «демократическим» кандидатом станет действующий председатель совета муниципальных депутатов в московском районе Красносельский Илья Яшин.
Сам Яшин в разговоре со Znak.com на вопрос о своих планах на мэрские выборы ответил уклончиво.
«Я пока не готов обсуждать [свое возможное участие в выборах мэра Москвы] по одной простой причине — сейчас приоритетом является определение процедуры, а не фамилии кандидата», — сказал Яшин.
В последние недели Гудков вместе с телеведущей Ксенией Собчак занимается партстроительством и перезапуском партии «Гражданская инициатива». Проект пока носит рабочее название «Партия перемен». Идеологически близкий Алексей Навальный для этого проекта является конкурентом. Навальный жестко критиковал Собчак в ходе ее избирательной кампании на выборах президента, да и в соцсетях отзывается о проекте Гудкова и Собчак исключительно критически. Сам Алексей Навальный сейчас пытается зарегистрировать свою партию. Чтобы Кремль не занял предполагаемое название до съезда, Навальный подал в Минюст уведомление о проведении учредительного съезда партии под рабочим названием «Рабочее название».
Шансов, что эти два проекта смогут сотрудничать, мало. Праймериз, как говорят люди в окружении Гудкова, могут помочь избежать конфликта хотя бы на выборах мэра Москвы.
Гудков пояснил Znak.com, какой именно механизм праймериз он предлагает и какие силы к ним планирует привлечь.
«В первом туре стоит дать слово муниципальным депутатам. Планируем пригласить муниципальных депутатов, избравшихся не от парламентских партий, а также часть избранных от парламентских партий, кто избирался при помощи нашего проекта по московским муниципальным выборам прошлой осенью. Пригласим и тех, кто избирался не от нашего проекта, но проявил себя, как независимый депутат. Муниципальные депутаты предлагают кандидатов и голосуют по ним. Второй тур — это призыв москвичей к голосованию офлайн. Надо будет организовать точки для офлайн-голосования на праймериз в разных частях Москвы, чтобы любой человек с московской пропиской мог прийти и проголосовать», — рассказал Гудков.
По его словам, власть может воспрепятствовать проведению офлайн-праймериз, но все равно этот вариант предпочтительнее голосования онлайн, чистоту которого проконтролировать будет невозможно. Наконец, если после второго тура останется два или три кандидата, судьбу выдвижения Гудков предлагает решить на некоем круглом столе, к участию в котором он предлагает позвать пять сил: «Яблоко», ПАРНАС, «Гражданскую инициативу/Партию Перемен», политика Алексея Навального со сторонниками и «Открытую Россию» Михаила Ходорковского.
Председатель «Открытой России» Андрей Пивоваров сказал Znak.com, что ОР поддерживает идею проведения праймериз и будет активно помогать в московской кампании, однако своего кандидата выдвигать не будет, тем более что на своей недавней конференции организация уже приняла решение поддержать Гудкова.
Руководитель штаба Алексея Навального Леонид Волков сказал Znak.com, что саму по себе идею праймериз команда Навального поддерживает. Однако проводить их нужно среди широкого круга сторонников — с верификацией и офлайн-участками. «Мы умеем организационно и технически проводить надежные и корректные праймериз. А Гудков по сути предлагает муниципальный фильтр», — говорит Волков. Вопрос о поддержке Яшина он оставил без комментариев, сказав, что будет поддержан любой победитель праймериз.
Председатель московского «Яблока» Сергей Митрохин к идее праймериз относится скептически.
«Само слово „праймериз“ совершенно ничего не означает, — сказал Митрохин. — Эта идея ни о чем, нет отработанной процедуры. Все попытки проведения оппозиционных праймериз, которые мы видели ранее, например, праймериз в так называемый „Координационный совет оппозиции“ в 2012 году, закончились скандалом. Вообще, праймериз изначально — это внутрипартийная процедура, другой она быть не может. В США партии проводят внутренние праймериз, а проведение такой процедуры на несколько партий — это абсурд. Я намерен предложить свою кандидатуру москвичам на выборах, а не на праймериз», — сказал Znak.com Сергей Митрохин.
Плохой бэкграунд
Самый громкий скандал, связанный с демократическими праймериз, случился в 2016 при попытке формирования единого демократического списка кандидатов от партии ПАРНАС. Тогда на праймериз неожиданно в топ победителей вошел саратовский политик националистических взглядов Вячеслав Мальцев (позже был обвинен в попытке госпереворота, сейчас находится в эмиграции). Кроме того, случился скандал с Алексеем Навальным и его сторонниками, которые отказались придерживаться ранее достигнутого соглашения о формате праймериз, согласно которому они проводятся на три места в федеральном списке кандидатов и на лидерство в региональных списках. Сторонники Навального потребовали выбрать на праймериз лидера списка, которым по предварительным переговорам должен был стать Михаил Касьянов. В итоге все переругались, соратники Навального отказались выдвигаться и призывали к бойкоту выборов, а ПАРНАС набрал чуть менее 1% голосов.
Илья Яшин мягко критикует механизм, предложенный Гудковым. «Вот [Дмитрий] Гудков в своем тексте написал очень правильную вещь, что кандидат, победивший на прймериз, автоматически получает очень сильный аргумент в разговоре с мэрией Москвы для преодоления муниципального фильтра, — говорит он. — Это действительно весомая заявка на преодоление фильтра. Но нужно проводить настоящие, полноценные праймериз, в которых будут участвовать тысячи москвичей. А не устраивать профанацию, потому что в мэрии, сами понимаете, тоже не идиоты сидят, они сразу поймут, что все это фейк, а не реальный аргумент. С моей точки зрения, сейчас в приоритете стоит не обсуждение амбиций различных московских (и не только) политиков, а обсуждение процедуры праймериз. И, знаете, я рад, что дискуссия началась, что Дмитрий Гудков высказал свою позицию, Александр Плющев организовал голосование, чтобы мы имели представление, что люди думают [о порядке проведения праймериз]».
«Думаю, что к середине апреля уже будет ясно, в какой форме пройдут праймериз. Времени не так много, потому что, если делать настоящие праймериз, то для них нужна подготовка», — сказал Яшин Znak.com.
В процедуре праймериз вряд ли будет участвовать московское отделение КПРФ, хотя в самой компартии есть несколько претендентов на выдвижение на московские мэрские выборы. Еще несколько недель назад о возможности выдвижения на мэрских выборах заявил журналист Максим Шевченко, бывший доверенным лицом кандидата от КПРФ на пост президента Павла Грудинина. Также люди, близкие к руководству московского отделения коммунистов, говорят, что на выдвижение кандидатом от КПРФ на этих выборах могут претендовать депутат Мосгордумы Елена Шувалова и депутат Госдумы Валерий Рашкин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напоминает, что успешно проведенные праймериз — это не только механизм согласования интересов разных групп влияния, но и старт агитационно-пропагандистской кампании, однако только в случае, если они проходят без скандалов на основе широкого народного голосования с вовлечением в процедуру широких слоев жителей города.
«Если итоги никто не оспаривает и выигрывает самый достойный — это прекрасный старт кампании, но это идеальная модель. В реальности, думаю, будут многочисленные претензии, интриги, и нет гарантии, что проигравшие воспримут поражение с достоинством и будут готовы поддержать победителя. Думаю, после праймериз каждый из демократических кандидатов пойдет своим путем, при этом рейтинги всех участников сейчас невысоки», — отмечает Калачев.
Екатерина Винокурова, Анастасия Мельникова, Дмитрий Колезев