Сказались предвыборная мобилизационная накачка и рост зарплат
Число россиян, считающих, что присоединение Крыма принесло России больше пользы, вернулось к максимуму в 70%, зафиксированному в марте 2015 г., следует из опроса «Левада-центра».
Лишь 15% респондентов полагают, что оно принесло больше вреда. При этом количество тех, кто одобряет присоединение, заметно больше – 86% – и остается стабильным на протяжении всех четырех лет. В то же время число тех, кто считает, что, присоединив Крым, Россия нарушила свои международные обязательства, возросло с 10% в ноябре 2014 г. до 14%, а число уверенных в обратном уменьшилось с 78 до 74%. К тем 10% россиян, которые не одобряют присоединение Крыма, две трети опрошенных не испытывают никаких особых чувств, о раздражении к ним говорят 18%.
Выборы президента пройдут в этом году в день присоединения Крыма. Происходит предвыборная мобилизационная накачка, что видно по фиксируемому социологами увеличению готовности голосовать, говорит социолог «Левада-центра» Наталья Зоркая: «Возможно, свою роль сыграла воинственная часть президентского послания, которое нагнетает противостояние с Западом. Люди понимают, что изначально корни этого конфликта именно в Крыму и ситуации на Украине. Идеологическая составляющая «Россия против всего мира» по-прежнему играет роль». В 2014–2015 гг. были панические настроения, связанные с экономическим кризисом, обвалом рубля, снижением зарплат и реальных доходов, объясняет социолог: «Потом начался постепенный процесс адаптации к ухудшению уровня жизни, тревожные настроения стали выравниваться. Это тоже могло сыграть свою роль». При этом не особо растет число тех, кто говорит о нарушении Россией международных обязательств, отмечает Зоркая: «То, что людям в большинстве безразлично, если кто-то не одобряет присоединение Крыма, связано с тем, что так отвечают на все подобные вопросы. Это показатель нежелания ввязываться в дискуссию, размышлять и вырабатывать свое отношение, т. е. политико-социальной индифферентности. Негативные чувства резче выражены среди более образованных людей с высоким потребительским статусом».