В ОАО «Роснефть» ответили на запрос Экологической Вахты по Северному Кавказу о том, куда вывозятся и каким способом утилизируются остатки бурового раствора и нефтесодержащие жидкие отходы, которые образуются на платформе Scarabeo 9, с которой с настоящее время осуществляется бурение на шельфе Чёрного моря поисково-разведочной скважины Мария-1. По версии «Роснефти», никаких отходов бурения на территории Краснодарского края якобы не размещается.
В то же время, напомним, местный подрядчик нефтяной компании — ООО «Биопотенциал» — недавно был уличён в сливах нефтесодержащих отходов на сельхозугодьях в Темрюкском районе и сейчас всеми правдами и неправдами пытается оправдаться и уйти от ответственности.
Напомним, что в конце декабря прошлого года стартовал совместный проект «Роснефти» и итальянской компании Eni по разведочному бурению на геологической структуре Вал Шатского. Оператором проекта является ООО «Шатскморнефтегаз» — совместное предприятие «Роснефти» и Eni, зарегистрированное в Люксембурге.
Как полагает «Роснефть», втянувшая итальянцев в авантюрный и экологически опасный проект, Вал Шатского — это чуть ли не второй Мексиканский залив: запасы нефти здесь могут составлять до 600 млн. тонн. После проведения разведочных работ компания, как сообщают СМИ, «планирует уточнить и даже увеличить ресурсную базу». Делать всё это глава «Роснефти» Игорь Сечин намеревается «с использованием уникального опыта крупнейших мировых нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также самой современной техники», для чего российские нефтяники, собственно, и привлекли своих итальянских коллег: в России попросту отсутствуют собственные технологии для глубоководного бурения.
Для производства разведочно-буровых работ осенью прошлого в Чёрное море года прибыла буровая платформа Scarabeo 9, принадлежащая итальянской компании Saipem. До начала зимы Scarabeo 9 стояла в румынском порту Констанца, а в начале декабря отправилась к российскому берегу и встала на точку на траверзе Новороссийска, на удалении 100-120 километров от берега.
В самом Новороссийске для обслуживания проекта на территории Новороссийского судоремонтного завода обустроена база снабжения, через которую с конца декабря начали поступать отходы, образующиеся в результате ведения буровых работ.
Поскольку проект готовился в колоссальной спешке — под страхом его блокировки из-за введенных после 2014 года западных санкций в отношении шельфовых проектов в России (в частности, была фактически сфальсифицирована экологическая экспертиза проекта, по которому даже не были проведены полноценные общественные слушания), ни «Роснефть», ни её люксембургская «дочка» не удосужились детально проработать вопрос о том, что делать с колоссальным количеством жидких отходов бурения и нефтешламом, хотя это важнейший вопрос для Краснодарского края, чьё побережье и прибрежная акватория могут серьёзно пострадать от бурения скважины Мария-1 (а это, в свою очередь, грозит не только ущербом для курортной отрасли, но и социальным взрывом — с весьма неблагоприятными как для нефтяников, так и для местных властей последствиями).
В январе этого года мы запросили у «Роснефти» детальную информацию о всех этапах обращения с отходами с платформы Scarabeo 9 – как раз в этот период ЭкоВахте стало известно, что по крайней мере часть отходов с этой платформы вывозится в Темрюкский район. Другой вопрос, который нас очень интересовал — сам факт перевалки опасных отходов через город Новороссийск .
Дело в том, что эта деятельность ведётся на территории АО «Новороссийский судоремонтный завод», где нет никаких условий, чтобы заниматься перегрузкой подобного рода специфических грузов. При этом, как нам стало известно, в эту деятельность оказалось вовлечено некое ООО «Инстар Лоджистик», которое, по нашим сведениям, даже не имеет лицензии на обращение с опасными отходами.
Вероятно, никаких бы ответов из «Роснефти» не поступило, если бы не разгоревшийся в начале февраля скандал — когда ЭкоВахта провела экологическую инспекцию границ участка ООО «Биопотенциал» в Темрюкском районе и обнаружила одну из ям, куда осуществлялся слив нефтесодержащих отходов, причём место захоронения отходов располагалось на землях сельскохозяйственного назначения. Очевидно, эта некрасивая история и побудила «Роснефть» побыстрее прислать ответ за подписью директора департамента геологоразведочных работ ОАО НК «Роснефть» Тимофея Стрельцова, который, впрочем, только лишь запутал, а не прояснил ситуацию.
В-первых, как объяснил г-н Стрельцов, ООО «Инстар Лоджистик» якобы только оказывает операционные услуги по обеспечению работы береговой базы снабжения платформы Scarabeo 9 и — внимание! – на территории этой базы якобы не ведётся перевалка опасных отходов.
«Оказание данных услуг (управление береговой базой — прим. ЭкоВахты) не предусматривает осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1-4 класса опасности», — сообщает в своем ответе представитель «Роснефти».
Таким образом, из ответа нефтяной компании совершенно непонятно, каким же образом отходы всё-таки попадают на берег, учитывая, что в том же документе сообщается, что все отходы передаются ООО «Биопотенциал» «для дальнейшего обезвреживания путём микробиологической обработки».
Между тем, сам «Биопотенциал» факт сотрудничества с «Роснефтью» решил умолчать. Организация прислала в адрес ЭкоВахты «опровержение» (публикуем его полностью), в котором сообщает, что ведёт деятельность по приёмке и обезвреживанию нефтесодержащих отходов в районе хутора Белый на участке с кадастровым номером: 23:30:1003000:400, который относится к землям поселений. Фирма также сообщает, что имеет лицензию на обращение с отходами 1-4 класса опасности и санитарно-эпидемиологическое заключение .
«Выгрузка отходов бурения выполняется на специализированной площадке, имеющей бетонное основание и бетонный «замок» по периметру. Площадка оборудована дренажной системой для сбора воды и включает в себя систему каналов и труб, бетонированные дренажные колодцы для сбора дренажных вод. Данная система исключает попадание дренажных вод в окружающую среду. Указанная в статье (пресс-релизе Экологической Вахты — прим. ЭкоВахты) информация о «сбросе отходов в огромную яму» не соответствует действительности», — сообщается в ответе краснодарской компании.
ЭкоВахта приветствует оперативность ООО «Биопотенциал» в части подготовки реплики на наш критический пресс-релиз, однако само содержание ответа нас никоим образом не удовлетворяет. Составители ответа, видимо, внимательно не читали публикацию ЭкоВахты. Мы не отрицали наличие на участке ООО «Биопотенциал» нефтеприёмных резервуаров, но писали мы не о них, а об обнаруженной яме, на дне которой находились жидкие нефтесодержащие отходы и которую после визита активистов ЭкоВахты сотрудники компании моментально закопали (экскаватор пригнали сразу же после того, как с территории выгнали участников общественной инспекции).
Про эту злосчастную яму в «Биопотенциале» предпочли ничего не говорить, сконцентрировавшись на перечислении разрешительных документов и описании «экологической безопасности» своего «официального» хранилища нефтешлама на участке 23:30:1003000:400.
Экологическую Вахту не устраивают ни ответ «Роснефти», ни её подрядчика. Мы так и не получили ответов на свои вопросы:
— кем и каким образом осуществляется доставка в Новороссийск опасных отходов с платформы Scarabeo 9;
— где осуществляется выгрузка отходов с каботажных судов и их погрузка на автотранспорт, оборудована ли данная площадка инженерными средствами защиты;
— почему местом размещения отходов был выбран курортный Темрюкский район — центр российского виноделия, который и без того страдает от разного рода экологически опасных проектов;
— почему для утилизации отходов был выбран столь странный и сомнительный способ как «микробиологическая обработка», которая применима лишь для ограниченного количества нефтешлама и то только в тёплое время года (в холодное время бактерии просто не способны к активной жизнедеятельности);
— каким образом «микробиологической обработкой» можно в принципе утилизировать буровой раствор — конгломерат неорганических химических соединений;
— что же всё-таки за яма с нефтью и бытовыми отходами была обнаружена в результате общественной инспекции Экологической Вахты на территории ООО «Биопотенциал», и на каком основании здесь осуществляется захоронение различного вида отходов.
Мы ждём ответов на эти вопросы не только от «Роснефти» и её подрядчиков, но и от государственных органов, которые словно впали в ступор и никак не желают замечать творящийся беспредел.
Роснефть отрицает факт завоза отходов бурения в Краснодарский край для захоронения
28 февраля 2018
Политика