Ассоциация распространителей печатной продукции подготовила ежегодный рейтинг регионов по обеспеченности киосками прессы. Он составлен на основе данных из 85 регионов Российской Федерации и оценивает доступность объектов по распространению периодической печатной продукции для населения. Оценка учитывает количество киосков и павильонов прессы на территории субъекта РФ согласно нормативам приказа минкомсвязи №197 и
постановлению правительства РФ № 291.
Проведенное исследование зафиксировало сокращение количества киосков практически во всех регионах страны. Челябинская область, занявшая 2 место по итогам 2016 года, опустилась в 2017 году на 5 место, в то время как Калининградская область сохранила за собой первое место.
В число десяти лучших субъектов РФ по обеспеченности киосками прессы вошли: Калининградская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Воронежская область, Челябинская область, Архангельская область, Тульская область, Пензенская область, Хабаровский край, Липецкая область. Санкт-Петербург занял 11 место, а Москва — 16. Среди регионов, относящихся к северным территориям, наилучший результат продемонстрировал Ненецкий
автономный округ. А вот в Чукотском автономном округе вообще нет газетных киосков.
В Центральном федеральном округе лучшей оказалась Воронежская область, в Южном — Республика Крым, в Уральском — Челябинская область, в Сибирском — Республика Бурятия, в Приволжском — Республика Марий Эл, в Дальневосточном — Хабаровский край. В Северо-Кавказском федеральном округе Республика Северная Осетия-Алания оказалась «лучшей из худших» — здесь, как и во всём СКФО, требования по обеспеченности киосками прессы жителей региона
не выполняются.
Всего не выполняют требования приказа минкомсвязи и постановление правительства 46 регионов РФ. В их числе и Ростовская область, что, конечно же, не может не сказываться на финансовом положении печатных СМИ. Особенно региональных и так называемой качественной прессы — общественно-политических изданий. Ведь среди киосков, подсчитанных ассоциацией распространителей периодики, львиная доля — это торговые точки, продающие только
«развлекуху» — газеты и журналы, делающие ставку на легкое чтиво. Многие редакции вынуждены создавать альтернативную систему распространения, поскольку Роспечать предлагает им крайне невыгодные финансовые условия.
Ещё хуже ситуация с обеспеченностью киосками в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Татарстане, Адыгее, в Курганской, Брянской и Тамбовской областях и Еврейской автономной области.
В Калининградской области один киоск приходится на 3653 жителя, в Ярославской области — на 6517 жителей, в Ростовской области — на 8908 жителей. Такие контрасты — повод для куда более серьёзных исследований о причинах и последствиях катастрофического уменьшения числа газетных киосков во многих российских регионах.
Анна Лебедева, собственный корреспондент ФЗГ в Южном федеральном округе