Кризис России для Путина — не кризис
Все говорит о том, что экономический спад в России будет длительным. Парадокс, но это может быть благоприятно для Владимира Путина.
Скоро будет три года с тех пор, как стоимость в 50 долларов за баррель установилась как новая ценовая норма нефти, и норвежская экономика начинает восстанавливаться. Но у России, самого крупного производителя нефти в Европе, дела обстоят хуже.
Падение цены на нефть в два раза ударило по российской экономике в самый неподходящий момент — как раз когда были введены западные санкции, российские ответные санкции и началась утечка капитала в связи с аннексией Крыма.
Хотя падение ВНП остановилось примерно на 4%, и в настоящий момент российская экономика в целом растет, экономическое положение большей части населения ухудшилось. В результате высокой инфляции реальные доходы уменьшаются вот уже четыре года подряд. Реальный доход среднестатистического россиянина сегодня сократился на 20% по сравнению с уровнем 2014 года. Выезжающие за границу узнали, что стоимость рубля снизилась почти вдвое по отношению к доллару и евро.
Рост среднего класса
Спад в экономике произошел после продолжительного периода стабильного роста. Он начался на рубеже столетий, примерно в то время, когда Владимира Путина избрали президентом в первый раз. Рост цен на нефть в течение ряда лет обеспечил 10% роста российской экономики.
В этот период нефтяного бума я два года работал в Москве на норвежском предприятии с русским персоналом. Чтобы самые опытные руководители среднего звена и специалисты не перешли к другим работодателям, мы должны были выплачивать им зарплату, которая составляла 30 — 40 тысяч норвежских крон в месяц.
Западноевропейская схема потребления и желание права голоса
Такая зарплата дала значительной части населения крупных городов Москвы и Петербурга возможность потреблять так же, как в Западной Европе, и осуществлять свои мечты. Одна из моих коллег, Ольга, каждое лето отправлялась в поездку по Франции или Италии. Другая, Алина, летела в Испанию, как только у нее выдавалась свободная неделя. Один отец семейства, Алексей, вместе с женой и сыном ездил в Иорданию или Японию.
Кажущийся неудержимым рост и крепнущие связи с иностранными компаниями убедили многих представителей среднего класса России в том, что страна вскоре преодолеет отставание от Западной Европы. С этим также были связаны амбиции оказывать большее политическое влияние.
Когда перед президентскими выборами 2012 года сотни тысяч москвичей вышли на демонстрации, речь шла о том, что средний класс начал связывать свою растущую покупательную способность с желанием участвовать в принятии решений. Рокировка Путин — Медведев и открытая подделка результатов голосования на прошедших выборах в Думу послали открытый сигнал о том, что их мнение ничего не значило для Кремля. Это было неприемлемо для них.
Сохранить фасад
Сегодня, примерно за шесть месяцев до новых президентских выборов в России, перспективы — совершенно иные. Согласно прогнозам Министерства экономического развития, Россия может рассчитывать на медленный рост в течение следующих двадцати лет. Расчеты московского Института Карнеги показывают, что две трети ВНП страны напрямую зависят от нефтяного дохода. И до тех пор, пока цена на нефть не вернется к старому уровню, арифметика остается простой.
Кроме того, вырисовываются негативные демографические перспективы. Все, кто знакомился с демографической пирамидой России, знают, что количество людей работоспособного возраста резко упадет в ближайшие годы.
Российские власти в течение всего периода спада пытаются создать впечатление, что рост продолжается, это в первую очередь относится к таким витринам страны, как Москва и Петербург. Большие инвестиции идут в инфраструктуру, общественное пространство и спортивные сооружения для ЧМ по футболу в следующем году. Некоторые приоритетные группы специалистов получили повышение зарплат.
Падение ощущается на себе
Но обычные российские трудящиеся ощущают на себе это падение. В течение последних двух лет я брал подробные интервью у некоторых из моих прежних коллег для книги «Почему русские голосуют за Путина?».
Вышеупомянутая Алина вернулась назад в город на юге России, из которого она приехала, там она получает пятую часть того, что получала в Москве. Этого достаточно для того, чтобы прокормить себя и семью, но и только. Ольга старается найти постоянную работу, но живет на то, что зарабатывает ее сожитель. О поездках за границу нет и речи. Алексей все еще выезжает, но лишь за счет субсидий от состоятельной семьи тестя.
Распад среднего класса
Одним из тех, кто предвидел бунт среднего класса накануне прошлых президентских выборов, был экономист Михаил Дмитриев. Весной 2011 года ряд СМИ опубликовали его высказывание о том, что более состоятельный российский средний класс вскоре потребует, чтобы его услышали.
Дмитриев подчеркнул, что крупные российские города начали превращаться в современные общества потребления, где жители обычно требуют участия в политике и процессах построения общества.
С 2014 года это развитие остановилось. Падение доходов привело к тому, что значительная часть среднего класса оказалась на стадии выживания, когда вопросы самореализации и политического влияния отступают на второй план.
Алина говорит: «В 2011 мы думали, что [лидер оппозиции] Алексей Навальный может осуществить изменения. Все смотрели программы [независимого] телеканала „Дождь» и обсуждали то, о чем там говорилось. Мои нынешние коллеги больше заняты вопросом, где можно купить курицу подешевле».
Новый общественный договор после Крыма
Другая ключевая причина того, что слабая экономика не может поколебать позиций Путина, заключается в том, что рост благосостояния более не является главным пунктом общественного договора между президентом и народом. После аннексии Крыма в 2014 году эту роль взяла на себя внешняя политика.
За полгода до аннексии у Путина была исторически самая низкая поддержка избирателей. Опросы показывали, что, согласно мнению большинства, страна движется не в том направлении. Когда аннексия при поддержке вездесущей пропаганды стала свершившимся фактом, рейтинг Путина снова подскочил. Сегодня две трети россиян заявляют, что хотят, чтобы Путин был избран президентом и в 2018 году.
Внешняя политика важнее роста благосостояния
Интервью, которые я взял для статьи «Почему русские голосуют за Путина?», подтверждают, что более агрессивная внешняя политика Путина нравится среднему классу. Даже источники, критично настроенные по отношению к режиму, заявляют, что они с большим уважением стали относиться к президенту после аннексии Крыма и более активного участия России в сирийском конфликте.
То, что внешняя политика и Путин как мировой лидер стали для среднего класса важнее роста благосостояния, помогает также понять, почему антикоррупционная кампания либеральной оппозиции пользуется лишь ограниченной поддержкой.
Хорошо документированное видео Навального о тайных дворцах, виноградниках и яхтах премьер-министра Медведева набрало 25 миллионов просмотров. Тем не менее последние опросы общественного мнения показывают, что симпатии людей в основном не изменились. Навальный стал чуть более известным, Медведев — чуть меньше популярным, в то время как 83% населения по-прежнему поддерживают Путина.
Бернхард Л. Мор (Bernhard L. Mohr)
Оригинал публикации: Derfor er Russlands krise ingen krise for Putin