На прошлой неделе стало известно, что оперативным сопровождением дела режиссера Кирилла Серебренникова занялась служба по защите конституционного строя ФСБ. Многие удивились: как защита конституции связана с хищением средств на театральных проектах. Но если разобраться, то вмешательство этой службы многое проясняет.
Изобретение Андропова
Начнем с экскурса в историю. 25 июля 1967 года, председатель КГБ Юрий Андропов подписал секретный приказ № 0097 «О внесении изменений в структуру Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах». Именно тогда было создано Пятое управление КГБ СССР, для противодействия идеологическим диверсиям. Учитывая, что это были первые годы правления Брежнева и разгар противостояния с США, управление быстро стало своеобразной тайной канцелярией по борьбе с диссидентами.
Первый отдел созданного управления отвечал за работу по каналам культурного обмена, по творческим союзам и культурным учреждениям. «Первые отделы» после этого стали появляться в научных институтах, университетах, крупных культурных учреждениях – прикомандированные сотрудники госбезопасности курировали подшефные учреждения.
В 1989 году подразделение переименовали в управление по защите советского конституционного строя, но новое дыхание оно получило только с приходом Владимира Путина на пост президента. С начала нулевых годов оно снова курировало общественные организации, неформальные молодежные объединения и экстремистов, в том числе их контакты с иностранцами и финансовые потоки.
Главные по идеологии
Те самые советские «первые отделы» стали активно возвращаться, и сегодня снова выполняют свою функцию во многих госучреждениях. Формальное обоснование заключается в том, что крупные научные и образовательные организации зачастую имеют доступ к секретной информации, – законодательство о гостайне в таком случае требует прикомандировать сотрудников спецслужбы. Не удивительно, что воссоздание режимных отделов и «кураторство» приняло в последние полтора десятка лет ползучий и повсеместный характер.
Сегодня служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом среди прочего негласно отвечает за внедрение в общественное сознание идеологической линии Кремля со всеми ее конъюнктурными изгибами. Будь то противодействие «цветным революциям», курс на охлаждение отношений с Западом, поддержка традиционных ценностей или противостояние с Украиной.
Об этом говорит их роль в оперативной разработке, реализации и оперативном сопровождении соответствующих уголовных дел. Например, чекисты инициировали уголовное дело в отношении профессора Михаила Саввы в Краснодаре (тот в итоге получил политическое убежище в Киеве) – формально за хищение бюджетных средств, фактически за контакты с американцами. Они же инициировали уголовное дело против активистки Дарьи Полюдовой за призывы с сепаратизму. Сотрудники ФСБ стоят за всеми без исключения делами, связанными с Крымом и Украиной. Оперативное сопровождение дела группы украинского режиссера Олега Сенцова осуществляли именно сотрудники Службы по защите конституционного строя. Эта же служба вела оперативное сопровождение, например, группы БОРН, дел об убийствах Анны Политковской, Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, покушения на Олега Кашина.
На круги своя
Сегодня практически за каждым крупным, значимым, общественно-резонансным уголовным делом по умолчанию стоят сотрудники ФСБ. Это связано с общим возвышением службы за последние несколько лет. Других сил, которые могли бы конкурировать с ней просто не осталось. Последним конкурентом был Следственный комитет России, против которого ФСБ успешно использовала историю с Шакро Молодым. Это первая причина, по которой нет основания удивляться появлению ФСБ в деле Кирилла Серебренникова.
Все логично и с точки зрения формальных процедур. Расследование любого уголовного дела, тем более – хищения в особо крупном размере, предполагает оперативное сопровождение. По сложившейся практике оперативное сопровождение уголовного дела осуществляет служба, которая изначально передала в следствие материалы. Именно ФСБ «нарыла» материалы по Серебренникову, она же привлечена в качестве оперативного сопровождения. «Курирование» общественно-политической сферы, к которой относится культура, осуществляет как раз служба по защите конституционного строя.
Важно понимать что в деле фигурирует «хищение бюджетных средств» в рамках контрактов «Седьмой студии» (театральная компания Серебренникова) с Министерством культуры РФ. Оперативное сопровождение федеральных органов власти также относится к компетенции ФСБ. И в этом смысле нет большой разницы – идет ли речь о министерстве культуры, обороны (дело Сердюкова), финансов (дело Сторчака) или экономического развития (дело Улюкаева).
Ведь это не первое громкое уголовное дело связанное с Минкультом за последние пару лет. Например, 7 сентября начнется судебный процесс над бывшим заместителем Владимира Мединского Григорием Пирумовым о хищениях 168 миллионов рублей, которые выделили на реставрацию объектов культурного наследия, его также вела ФСБ. Нельзя исключать, что дело Серебренникова является побочным эффектом оперативной разработки руководства Министерства культуры.
Равнение на культуру
С чем может быть связан повышенный интерес ФСБ к культуре? В 2014 годы был объявлен год российской культуры и по основной государственной программе «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы» было выделено 102,3 миллиарда рублей бюджетных средств. 2015-й был объявлен годом литературы, 2016-й – годом российского кино. Миллиардные средства тратятся на подъем патриотических чувств, празднование 70-летия Победы, продвижение «русского мира» за рубежом, насаждение «традиционных ценностей», на проведение гигантского количество разного рода народных гуляний, фестивалей. На культуру стали выделять приличные средства, и она наконец стала идеологическим инструментом власти.
Все эти культурные мероприятия проходят на фоне экономической стагнации, санкций, растущей изоляции от внешнего мира, падения покупательской способности населения, девальвации рубля, снижения цен на нефть, кризиса в банковской сфере и прочих макроэкономических факторов.
Рано или поздно стоило ждать сигнала культурному сообществу в условиях бюджетной экономии и активизации борьбы с разного рода нецелевым расходованием. Если сложить намерения умерить аппетиты деятелей культуры, общую антикоррупционную кампанию и начавшуюся президентскую кампанию, то дело Серебренникова становится более объяснимым. Объяснимым по форме, по содержанию, по выбору объекта преследования, и, конечно, оперативной службы, сопровождающей это дело. Нет никаких сомнений, что теперь не Следственный комитет принимает решение, что расследовать, а что нет. Становится окончательно понятным, что именно ФСБ была инициатором, и знаменитые «дураки» Путина было адресовано следователям СК незаслуженно.
Павел Чиков
Руководитель международной правозащитной группы «Агора»