Вчера, 18 мая 2017 года, Замоскворецкий районный суд Москвы частично удовлетворил иск о компенсации морального вреда Илхому Алихонову, брату Фарруха Урозова, которого полицейские забили до смерти в отделе полиции Солнечногорского района в 2014 году. Суд оценил моральный вред, причиненный Илхому преступлением полицейских, в двести тысяч рублей при заявленных исковых требованиях в три миллиона триста тысяч рублей. Юристы Комитета по предотвращению пыток, представляющие интересы брата погибшего, намерены обжаловать это решение в части размера присужденной компенсации, поскольку считают, что он не соответствует стандартам международного права и принципу справедливости.
Напомним, 26 сентября 2014 года в Комитет против пыток за юридической помощью обратился житель Подмосковья Илхом Алихонов. Как он рассказал правозащитникам, вечером 17 сентября он вернулся с работы домой. Его брат Фаррух Урозов к этому времени уже спал. Через десять минут в дом вошли сотрудники патрульно-постовой службы вместе с женщиной из соседнего дома.
По словам Илхома, полицейские, применив физическую силу, разбудили его брата, надели наручники и увезли в отделение. Как позже узнал Илхом, Фарруха задержали по подозрению в применении насилия к шестилетней дочери соседки.
Как объяснил Илхом, через некоторое время к его дому вновь приехали полицейские и забрали уже его самого вместе с приятелем Фирдавсом Сатторовым в то же отделение полиции. Там Алихонов слышал, как его брат, находящийся в одном из кабинетов, сильно кричит. На время ему даже удалось увидеть Фарруха через приоткрытую дверь: брат сидел на полу со скованными за спиной руками, на его лице отчетливо виднелись многочисленные кровоподтеки и ссадины, на полу была кровь.
Рано утром 18 сентября Илхома и Фирдавса выпустили из отделения полиции. Спустя несколько часов они узнали, что Фаррух скончался.
Согласно заключению экспертизы, Урозову было нанесено более семидесяти пяти ударов по голове, телу и конечностям. Избивавшие сломали ему двенадцать ребер. Урозов скончался от множественных травм и удушения.
По факту смерти Урозова практически сразу же было возбуждено уголовное дело, один из полицейских был задержан и заключен под стражу. В ходе следствия была установлена причастность к смерти Урозова ещё двух сотрудников уголовного розыска: позже они также были арестованы и помещены в СИЗО.
19 января 2016 года в Солнечногорском городском суде Московской области началось рассмотрение уголовного дела по существу. В ходе пятимесячного судебного разбирательства были допрошены более тридцати свидетелей, исследованы десять томов уголовного дела, изучены многочисленные экспертизы.
15 июня 2016 года судья Солнечногорского городского суда Московской области Станислав Чепик вынес обвинительный приговор в отношении трех подсудимых. Они были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека») и п.п. «а, б, в» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, специальных средств и повлекшее тяжкие последствия»). Дейкун и Чернышев приговорены к семи годам и четырем месяцам лишения свободы каждый. Гордеев – к семи годам и шести месяцам лишения свободы. Суд постановил, что осужденные будут отбывать наказание в колонии строгого режима.
Осужденные не согласились с этим приговором и обжаловали его в Московский областной суд. 27 октября прошлого года суд оставил решение суда первой инстанции в силе, а апелляционные жалобы осужденных – без удовлетворения. Приговор вступил в законную силу.
В январе 2017 года юристы Комитета по предотвращению пыток подали в Замоскворецкий районный суд Москвы иск о компенсации брату погибшего морального вреда, причиненного преступлением полицейских. Вчера судья Нелли Рубцова частично удовлетворила исковые требования, постановив взыскать с МВД России в пользу Илхома Алихонова двести тысяч рублей.
Этим решением не удовлетворен юрист Комитета по предотвращению пыток Дмитрий Пискунов, который представлял интересы Илхома Алихонова в суде: «Заявленные нами исковые требования в размере трех миллионов трехсот тысяч рублей соответствуют компенсациям, которые по аналогичным делам назначает Европейский суд по правам человека. Судья Рубцова, однако, сочла, что двести тысяч рублей будет достаточной компенсацией за моральные страдания, которые перенес Илхом после гибели брата в результате избиения до смерти в отделе полиции. Мы, конечно, будем обжаловать это решение суда в части размера присужденной компенсации».