Ликвидация «свидетелей»

21 апреля 2017
Стиль жизни

Решением Верховного суда РФ от 20 апреля по иску Минюста РФ в России ликвидированы все религиозные организации Свидетелей Иеговы по обвинению в …«экстремизме»

О том, что в современной России решением Верховного суда РФ без каких-либо правовых оснований был оформлен запрет на одно из вероисповеданий, которое произвольно объявили «экстремистским», сегодня знает весь цивилизованный мир. По существу, людоедское решение было мотивировано лишь ни чем не обоснованным исковым требованием Минюста РФ ликвидировать религиозные организации Свидетелей Иеговы потому что, они … Свидетели Иеговы. По знаковому совпадению вынесение решения совпало с датой, отмечаемой маргинальными в наше время нацистами – днем рождения А. Шикльгрубера (Гитлера). В этом смысле, подарок сделанный государству и соотечественникам Верховным судом и, конечно, заказчиками акции, переоценить отныне будет сложно.

Говорить о том, каким позором отмечены в очередной раз Россия и россияне в наши дни стало бессмысленным. В тепле компании с северо-корейскими апологетами чучхэ, например, подобным, наверное, надо даже гордиться. Но, все же, как могло случиться, что не в Пхеньяне, а в Москве 21 века состоялось действо в лучших традициях то ли процессов Святой инквизиции, то ли мизансцены из известной сказки Шварца?

С судом в этой ситуации все понятно. Независимая на бумаге судебная система давно стала в стране придатком произвольного администрирования, смысл существования которого в законообразном оформлении прихотей «распорядителей жизни». Поэтому судье, который вел процесс и зачитывал решение, при условии осознания им происходящего, в какой-то мере можно, наверное, и посочувствовать. Невыполнение распоряжений сверху для чиновников любого ранга в нынешних условиях означало бы снятие с должности, извержение из номенклатуры и появление единственной и непростой альтернативы присоединиться к гражданскому обществу.

Поэтому большее внимание в ситуации, когда не только подбрасывающие в здания религиозной организации запрещенные издания рядовые полицейские, но и сам Верховный был вынужден сыграть «первую скрипку» в симфонии начала откровенных гонений на религию, заслуживают не исполнители, а «композитор». То есть, «заказчик» — неважно, личность это или структура, — которому стала поперек горла религия, предъявить реальных претензий к которой оказалось невозможно.

Эти верующие, пережившие жесткие гонения в нацистской Германии и сталинском СССР, в горбачевские времена в России были официально реабилитированы с признанием их жертвами дискриминации. В 1990 годы, когда антикультизм (борьба с отдельными религиями) едва начинал набирать в стране силу, Свидетели Иеговы как и последователи многих других религиозных направлений, чувствовали себя вполне сносно. Декларированный курс на демократию и правовое государство вызвал доверие подавляющего большинства соотечественников, чему не особо мешали даже растущие разочарования в легкости пути в период правления Ельцина.

Однако, в один прекрасный момент что-то явно «пошло не так». Религиозного сообщества это коснулось в совершенно неожиданной форме и долго не воспринималось чем-то реальным.
Одно из более, чем шестидесяти присутствующих в стране религиозных направлений было заявлено, как «наше все». Соответственно, почти все остальные позиционировались им сначала как «заблуждающиеся», потом — «не наши», а затем и «враги». Свидетели Иеговы в этом ряду оказались «виновны» ко всему прочему и в том, что их общины организованы по тому же принципу, что известен по мифологизированному образу первых христиан. То есть, по принципу моральной чистоплотности, принципиальной до наивности правдивости, верности своим убеждениям вплоть до готовности к пожертвованию за них жизни и т.п. Кроме того, делом чести у Свидетелей считается взаимовыручка, готовность поделиться последним с теми, кто оказывается в сложной ситуации. И все это при совершенно светском образе жизни, где поощряется стремление к знаниям, занятиям искусством, спортом, бизнесом.

Кроме религиозных запретов на алкоголь, курение, наркотики и переливание человеческой крови, что не отменяет использование кровезаменителей, у Свидетелей есть еще пара «табу». Это отказ от участия в любом насилии и в политике. От службы в армии они не отказываются, но готовы проходить ее в невооруженной форме – кем угодно, от санитаров до ассенизаторов.

Понятно, что такое религиозное сообщество выглядит весьма привлекательно для тех, кто находится в духовном поиске, да и просто ищет сегодня какой-то опоры. В результате, последователи этого вероисповедания пользуются растущей популярностью не только среди работодателей, которые знают, что те не надуют и не «уворуют», но и среди широкого круга сограждан, занимающих самые разные позиции на социальной лестнице. Это рабочие, педагоги, ученые, бизнесмены, правоохранители, администраторы и другие, которые зачастую не склонны афишировать такой своей вероисповедной принадлежности, ибо с головами у них, как правило, все в порядке.

Не удивительно, что при падении общественного доверия ко многим государственным и общественным институтам, где политизированные религиозные организации – не исключение, сообщество Свидетелей Иеговы среди других религиозных меньшинств оказались «бельмом на глазу». В первую очередь для «титульной» конфессии РПЦ МП, идеология которой избрана для оформления тоталитарного реванша. Последователей вероисповедания Свидетелей в стране всего около 175 тысяч человек, что выглядит мизерным даже на фоне 3% от населения православных, посещающих храмы по Великим праздникам. Но ощущение от этой крошечной «занозы» у высоких клерикальных функционеров, вероятно, достаточно болезненно. Это может быть понятным, потому что несмотря на всевозможные политические и материальные преференции образ крупнейшей религиозной корпорации в стране все жестче увязывается в сознании людей с олигархической роскошью, накопительством, рейдерством, педофилией и прочими «прелестями», далекими от христианских деклараций. Но, что в таком случае делать обмирщенной и политизированной структуре, как не давить «конкурентов» в силу стереотипного поведения им подобных?

«Артподготовка» к борьбе с любым инаковерием и инакомыслием ведется клерикальными структурами давно. Для этого используются околоцерковные или даже формально далекие от религии «православные активисты», среди которых можно встретить кого угодно от состоящих при церкви боевиков группировки «Сорок сороков» до совершенно незнакомых с религией юных членов «Молодой гвардии Единой России» (МГЕР). Так называемый Экспертный совет по проведению религиоведческой (!) экспертизы при самом Минюсте РФ, требование которого удовлетворил 20 апреля Верховный суд, до недавнего времени возглавлял церковный «антикультист №1» А.Дворкин. Этот в своем роде уникальный персонаж вернулся в Россию из США, где оказался после смены ряда стран, начиная с Израиля, и уже через год специализировался по конфессиональной дисциплине «сектоведение», смысл которой в оттачивании внутри какой-либо религии аргументов того, что только она – истинна, а остальные неполноценны, ложны и вредны. Не исключено, что нонсенс с «церковной экспертизой» в Минюсте был возможен не безотносительно того любопытного обстоятельства, что глава этого государственного ведомства проходил обучение в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) у того же Дворкина.

Таким образом, круг в котором локализуется присутствие «заказчиков» ликвидации в России подручными средствами целого вероисповедания, оказывается достаточно узким, и в центре него вполне отчетливо угадываются «уши клерикалов». Несложно понять, что Свидетели здесь – только «первая ласточка», сбитая из рогатки реваншизма. За ними почти наверняка последуют другие религиозные меньшинства, потом инакомыслящие, потом не так ходящие и далее везде.

Разумеется, вся технология избирательной антирелигиозной борьбы с неугодными имеет к религии как таковой крайне условное отношение. Нетрудно допустить, что любая религиозная организация, променяв свои духовные ценности и отделение от светской власти на широкие преференции и блага мира сего, играла бы где угодно ту же, или очень похожую роль. В этом отношении, религия – не дешевые лозунги-однодневки. Как инструмент она сходна с остро отточенным лезвием. С его помощью можно и создать произведение искусства, и перерезать глотку.

Как видим, это оказывается справедливым и для сегодняшней России.

Михаил Ситников

Общество

 Элитный клуб бьюти-индустрии пополнился новым участником

 Татьяна Заболотских, создатель ZET COLOR, рассказала РБК о получении приглашения в престижное профессиональное сообщество, тем…

Общество

Турнир в память о Юрии Лужкове: юные теннисисты соревнуются на кортах «Белокаменной»

В минувшие выходные в Москве стартовал ежегодный «Всероссийский теннисный турнир памяти Ю. М. Лужкова», организованный…

Общество

Компания «Мария» окажет поддержку 13-летней шахматистке из Саратовской области

Талантливая 13-летняя шахматистка Мария Рыжова получит спонсорскую поддержку мебельной компании «Мария». Шахматистка из Саратовской области…