Российские банки выступают против инициативы по взиманию НДФЛ с процентов по банковским вкладам, которую ранее озвучил член бюро правления РСПП, председатель правления AEON Роман Троценко. В кредитных организациях уверены, что такой шаг принесет больше вреда, чем пользы для экономики.
«Если вы вложили денежные средства в фондовый рынок, вы платите НДФЛ, если вы купили ценные бумаги, вы платите НДФЛ, если вы вложили в свой бизнес, вы платите НДФЛ, получив обратно дивиденды. Но при вложении в банковские депозиты НДФЛ не платят. Происходит перекос — денежные средства с фондового рынка уходят в сторону банковских депозитов, там они пропадают, АСВ выплачивает обратно компенсацию. Инвесторы могут вести безответственно, могут делать все, что хочешь, распределить большой вклад между массой коммерческих банков», — указывал Троценко.
В банках возражают, считая, что такой шаг снизит доходность вкладчиков, но не приведет к приходу физлиц на фондовый рынок, где доходность больше. «Инициатива взимания НДФЛ с процентов по банковским вкладам в настоящее время принесет больше вреда, чем пользы для экономики. Сейчас важно стимулировать приток инвестиций, а ужесточение налогового законодательства даст обратный эффект, и бюджет может оказаться под еще большим давлением», — передает RNS слова начальника управления развития депозитных и комиссионных продуктов Бинбанка Дмитрия Амирова.
Банковские вклады физлиц — один из ключевых факторов фондирования банковской системы и экономики в целом. Однако реальное сокращение доходов граждан привело к тому, что динамика прироста вкладов показывает слабый рост.
Наше население и так напугано отзывом лицензий у банков, и повышение налога может быть негативно воспринято при нынешнем состоянии экономики, уверен заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин. Надо не «наказывать» банки, а создавать условия для зарабатывания денег на рынке ценных бумаг, в том числе и налоговые, и системные, то есть делать так, чтобы компаниям было выгодно проводить IPO и становиться публичными.
Среди мер, которые могут быть предприняты для привлечения средств на другие финансовые рынки, можно назвать уменьшение налога на доход от операций на фондовом рынке, полагает Андрей Люшин. Сейчас он составляет 13%, можно его уменьшить, например, до 5-7%, и таким образом сделать вложения в рынок ценных бумаг более привлекательными. Еще одной мерой может стать увеличение размера индивидуальных инвестиционных счетов с 400 тысяч до, как минимум 1.4 млн рублей, то есть хотя бы до суммы, которая страхуется АСВ. Таким образом можно будет увеличить налоговый вычет до 182 тысяч рублей, что является приличной суммой, при этом можно создать условия для ее реинвестирования.
Задача привлечь средства населения на финансовые рынки, в частности, фондовый сродни задаче вызвать экономический рост, когда его нет, или увеличить выручку торговой палатки, когда у нее ничего не покупают и нет ассортимента товаров, говорит аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. То есть необходимо разорвать замкнутый круг, и, лучше всего его разрывать не с помощью запретов, ограничений, повышения налогов, а с помощью льгот. Например, снизить НДФЛ с инвестиций в акции хотя бы на 2-3% — и туда потекут огромные деньги, миллиарды рублей придут на биржи.
Также, считает аналитик, можно сделать инвестиции в ценные бумаги простыми и понятными, как это делают некоторые банки, создавая удобный раздел прямо в своем интернет-банкинге. Портал госуслуг сейчас активно развивается, и можно было бы интегрировать инвестиции в акции госкомпаний прямо в функционал портала. Покупка облигаций должна быть вообще простым и не затратным по времени делом, сравнимым с открытием депозита. Размер страхового покрытия АСВ по вкладам, по мнению Антонова, слишком велик — именно он является тем стимулом, который побуждает людей нести деньги в банки, а не на рынок — они абсолютно, 100%-но защищены государством, и это демотивирует принимать на себя хотя бы небольшой риск.
Чтобы стимулировать такую глобальную смену настроений в обществе относительно фондового рынка, считает Алексей Антонов, нужно использовать положительное подкрепление, потому что отрицательных подкреплений было уже достаточно, 1998г, 2008г, 2014г, не считая советского времени. И такое положительное подкрепление должно задействовать эмоции, поэтому, возможно, оно должно опираться на чувство социальной солидарности. Например, инвестировавший от какой-то суммы в топ-100 акций, может претендовать на льготы, но не для себя лично, для своих родителей или детей.
Также, добавляет эксперт, что нужно изначально сформировать правильные приоритеты по услугам, скажем, нужно, чтобы граждане сначала сами покупали и держали бумаги, а уже после задумывались о доверительном управлении, чем наоборот. Эволюция интереса к рынку должна идти по схеме «облигации российских компаний — еврооблигации российских компаний — акции российских компаний».