В Петрозаводске состоялось трёхдневное заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России. Члены Совета встречались, в том числе, с республиканскими журналистами, обсуждая профессиональные вопросы, беспокоящие редакции СМИ. Разговор шёл не о проблемах Карелии, а именно о трудностях работы самих журналистов.
Как выяснилось, больше всего профессиональных препятствий возникает у журналистов при сборе информации в судах. Даже использование диктофонов в судебном заседании вызывает вопросы у судей, хотя это право прямо прописано законом и судебный репортёр сам решает, вести ему аудиозапись, или нет. Фото- и видеосъёмки, разрешение на ведение которых следует испрашивать у судей, нередко запрещаются в судебных заседаниях, и происходит это, как правило, потому, что одна из сторон спора возражает против просьб корреспондентов и суд с такой позицией участников процесса соглашается, не учитывая общественного интереса к судебному делу. В Петрозаводском городском суде существующие правила запрещают без разрешения судебного начальства вести фотосъёмку даже в коридоре суда. Одним словом, открытость судопроизводства и гласность в работе судей стремительно сжимается. Об этом и было поведано членам президентского Совета по правам человека, которые, в свою очередь, попросили журналистов письменно оформить свои обращения и передать в Совет по правам человека, обещая, что на эту тему обязательно состоится затем предметный разговор в Москве с Советом судей России.
Тот же разговор зашёл и с председателем Совета по правам человека Михаилом Федотовым, когда он подводил итоги трёхдневной работы членов Совета в Карелии. Отвечая на заданный вопрос, он признался, что, к его сожалению, председатель Верховного суда Карелии А. Наквас не участвовал ни в одном мероприятии, и потому лично с ним Федотову не удалось обсудить поднятые журналистами вопросы.
Анатолий Цыганков, собственный корреспондент ФЗГ в Северо-Западном федеральном округе