Сломанное время: как из истории России выкинули идею развития

31 января 2017
Общество

Если экономика паразитирует на сырье и энергетических ресурсах, то и политика начинает эксплуатировать прошлое как «полезное ископаемое» идеологии

Эксперты Вольного исторического общества при поддержке Комитета гражданских инициатив представили доклад «Какое прошлое нужно будущему России». История, собственно, и есть «взгляд в прошлое», поэтому как можно развернуть ее назад, сразу не очень понятно. Однако идеология, опущенная в пропаганду, в критические годы может и это.

Пересмотр канона

В обычных изложениях история подчиняется нормальному вектору времени: из прошлого в будущее. Можно, конечно, порассуждать о том, что это рецидив эпохи модерна, что в постсовременных представлениях «стрела времени» давно размыта, что прошлое теперь включается в настоящее дискретно и эклектично, вперемешку, однако у этих завихрений тоже есть свои границы. Во-первых, обыденное и функционально заряженное (например, деловое и экономическое) сознание все равно продолжает считать и излагать процессы «по порядку», от «прежде» к «затем». Во-вторых, обществам, в которых многие ключевые составляющие модерна так и не были достроены, просто рано и «не по возрасту» заниматься постмодернистским переформатированием собственного прошлого. Рано и вредно: слишком тормозит и тянет назад.

С этой точки зрения модель исторического процесса, в последнее время усиленно распространяемая в публичном пространстве, выглядит весьма специфической. «Стрела времени» в ней сломана и выброшена, идеи развития и прогресса практически отсутствуют. Одновременно из массово внедряемого канона отечественной истории аккуратно изымаются все те составляющие исторического процесса, которые как раз и являются носителями безусловных представлений о модернизации и прогрессе: право, экономика, развитие деловых отношений, практик и институтов, знание и технологии, культура и рост производства. Прошлое постепенно сводится даже не к истории государства, а к истории непогрешимой власти, ее славных побед и великих завоеваний.

Многое помогает понять новейший пантеон — набор фигур, которые поднимаются на вершину славы и становятся «лицами» нашей истории. Можно по-разному относиться к фигурам равноапостольного князя и прославленного зверствами царя, но историческая культура Российской империи в отношении этих персонажей предпочитала держать большую или меньшую дистанцию, во всяком случае дело до памятников, тем более у Кремля, не доходило.

Наше поколение не обладает ничем, кроме смешного самомнения, чтобы сейчас вдруг взяться исправлять эти вековые «ошибки» целой династии. Любые памятники власть по большому счету всегда ставит сама себе, а такое право надо еще заслужить.

Однако в этой коллизии важнее даже другое: из актуально осваиваемого пантеона буквально на глазах изымаются фигуры, вложившие неоценимый вклад в тот крайне трудный и петлеобразный процесс, в результате которого Россия становилась страной как никак более современной и развитой. Великие ученые, изобретатели, предприниматели, финансисты, промышленники и торговцы, создатели производств и целых отраслей — все это задворки нынешнего отечественного пантеона. Даже в царях теперь ценится самовластие, а не цивилизованное реформаторство. Советский период сведен к Великой Войне и к Великой Победе — остальное задвинуто в тень, дабы не наводить на крамольные мысли и сравнения с состоянием нынешней российской науки, культуры, технологий, даже самых банальных — но своих! — производств.

«Полезная» история

История в публичном пространстве только выглядит свидетельством о прошлом. Как элемент политики это всегда иносказание о настоящем и будущем. То, что люди славят в прошлом, они хотели бы видеть здесь и сейчас — и завтра. История как наука стоит на принципах академической свободы и идейно-политической беспристрастности, однако в публичном пространстве она сплошь и рядом превращается в инструмент промывания мозгов, тем более действенный, что работает незаметно, будто под наркозом. Но этот скрытый в историческом нарративе проект настоящего и будущего всегда можно реконструировать и предъявить; более того, рано или поздно это всегда происходит. Поэтому даже самые сервильные исторические программы лучше создавать с оглядкой на будущее, в котором новые поколения будут их безжалостно критиковать, если не высмеивать.

В нынешней «идеологии прошлого» этой заботы о будущем не видно вовсе — лишь бы сейчас пронесло.

Это общая проблема. Если экономика паразитирует на сырье и энергетических ресурсах, то и политика начинает эксплуатировать прошлое как «полезное ископаемое» идеологии. Ресурсный социум паразитарен во всем — и в происхождении богатства, и в нагнетании «ценностей». Но точно так же, как сырьевая экономика уже обозначила вполне обозримый тупик, идеология эксплуатации «истории низких переделов» быстро себя исчерпывает, дискредитируя власть, общество и целые поколения.

Самое пикантное в этой интриге то, что началась она буквально несколько лет назад, сразу после окончания местоблюстительства Медведева. До этого официальная идеология строилась на другом наборе идей: преодоление технологического отставания, смена вектора с сырьевого на инновационный, преодоление критичной зависимости от экспорта сырья и энергоресурсов, с одной стороны, и импорта товаров и технологий — с другой. И совсем иной словарь: модернизация, инновации, экономика знания, человеческий капитал, снижение административного прессинга и раскрепощение инициативы, восстановление доверия.

Какое-то время идеология развернутого назад прошлого еще может позависать на византийских красивостях и эксплуатации ущемленной гордыни, но «материя жизни» рано или поздно возьмет свое, уже берет. Настоящее уже приходится осмыслять с учетом непродуманного и рискованного будущего, а это в свою очередь требует более критичного отношения к тем образам прошлого, которые сейчас пытаются сделать господствующими. Сейчас наша история будто развернута глазами назад и видится даже не через фильтр, а через глухой экран с редкими отверстиям. Но история может быть и «развернутой в будущее» — и именно такой в нормальных ситуациях она чаще всего и бывает. Это не значит, что надо поменять исторический канон с неправильного на правильный. Но это как минимум означает освобождение истории и исторического сознания от однобоких и обращенных к архаике конструкций.

Александр Рубцов,
руководитель Центра анализа идеологических процессов

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Технологии

Вице-президент «Тинькофф»: «Наличие нескольких платежных систем априори лучше, чем одной»

Присутствие на рынке нескольких платежных систем по определению лучше монополии одной. Об этом в интервью…

экономика

Президент Федеральной нотариальной палаты рассказал об «электронном нотариате»

Единая информационная система (ЕИС) нотариата стала одной из тем разговора президента Федеральной нотариальной палаты (ФПН)…

Общество

БФ «Семья вместе» запустила благотворительный проект вместе со СТОКМАНН

Доступ к благотворительному проекту «Добрые покупки» в СТОКМАНН отныне получили посетители всех без исключения универмагов…