Из-за черты приличий

30 января 2017
Общество

26 января вице-спикер Государственной думы и телеведущий Петр Толстой извинился за свои слова о том, что против передачи Исаакиевского собора РПЦ стоят потомки тех, кто «выскочил из-за черты оседлости с наганом в 1917 году». Однако проблема глубже, чем антисемитское высказывание депутата

Скандал с высказыванием вице-спикера про «черту оседлости» тихо сходит на нет — даже после того, как председатель СПЧ Михаил Федотов изящно сравнил антисемитизм с сифилисом. Зато появляется возможность спокойнее разобраться в явлении, в котором, как в капле воды, отразилась куча всякой прочей дряни.

Заслуживает внимания живая естественность жеста. Все очень органично. В таких ситуациях «само вырвалось» говорит как раз не о случайном промахе, а о глубоком убеждении и сильном чувстве, вырывающемся из глубин бессознательного, минуя запреты, тем более очевидные для официального лица такого ранга. Но последнее время высокопоставленная грубость с элементами эпатажа сплошь и рядом проходит, что называется, «на самоконтроле». Скандал вписан в сценарий, поскольку и негативный резонанс работает на пиар говорящего. Отдельные минусы перекрываются множеством плюсов, а возмущение «пятой колонны» ничего не значит в сравнении с ростом популярности в известных кругах и массах. Свои будут вынуждены защищать, хотя бы и «замазываясь» совсем натянутой версией: это он про «каторжан». Антисемитизм недопустим, но это был не он, а значит, так и впредь можно.

Постепенно формы подчеркнуто брутального самовыражения становятся нормой и переходят в манию подражательства главнокомандующему, в свое время отметившемуся идеей «мочить в сортире». Теперь ученики пытаются перещеголять учителя вплоть до «дебилов» и «мразей», которым «гореть в аду». Эпидемия недержания формы.

В этой экстремально постмодернистской эстетике бросается в глаза запредельный эклектизм. Вице-граф, телеведущий и вице-спикер в одном лице защищает имущественные права Русской православной церкви, с которой у его великого прадеда был глубочайший и драматичнейший духовно-нравственный конфликт, вплоть до отлучения и распространения инфернальных изображений Льва Толстого горящим в адском пламени. Таких поистине великих конфликтов в истории мировой культуры совсем немного, они хрестоматийны и поучительны, и так конъюнктурно предавать память о них просто неприлично.

В истории с потомком зеркала русской революции проступают и более общие проблемы, связанные со столетним юбилеем Октября. В свое время клуб «Свободное слово» при Союзе кинематографистов обсуждал замысел ленты «Так жить нельзя». Автор будущего фильма между делом поинтересовался, как члены клуба относятся к идее о том, что революцию сделали евреи. Ему аккуратно объяснили, что эта светлая идея проявилась, лишь когда отношение к революции резко испортилось. Но пока Октябрь был самым ярким пятном отечественной и всей мировой истории (своего рода Идеальным Событием), никто об этом не заикался ни в политических кругах, ни в широких народных массах, дружно отмечавших годовщину Восстания с бумажными гирляндами под духовые марши.

Но и теперь эта идея выглядит скорее поклепом на русский народ. Если допустить, что инородцы не только сделали революцию, но и отвечают за все последующие антицерковные и антирелигиозные зверства, включая убийства священников, разграбление и взрывы храмов, массовое богохульство и злобный атеизм, то возникает воп-
рос, откуда Ленин и Сталин взяли в Святой Руси столько евреев, тем более после убийства Троцкого? Если же все эти святотатства совершались руками русского народа, то каким же слабым, послушным и внушаемым, глупым и легковерным, не твердым в вере, совести и убеждениях предстает наше племя, если его так легко свернули с пути истинного единичные злоумышленники, вдруг выбравшиеся из-за черты оседлости! Поэтому про былые надругательства над храмами и святынями духовной обслуге режима сейчас вообще лучше помалкивать.

ПОСТЕПЕННО ФОРМЫ ПОДЧЕРКНУТО БРУТАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ НОРМОЙ И ПЕРЕХОДЯТ В МАНИЮ ПОДРАЖАТЕЛЬСТВА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ, В СВОЕ ВРЕМЯ ОТМЕТИВШЕМУСЯ ИДЕЕЙ «МОЧИТЬ В СОРТИРЕ»

Кстати, идея особой роли евреев в революции имеет и другую версию: пока лучшие представители государствообразующей нации носились по полям на тачанках и рубили друг друга до седла, простые евреи в своих лавочках починяли примуса, одежду и обувь, внося посильный вклад в обеспечение хоть какой-то жизнедеятельности революционной страны.
Классика переписывания истории — вымарывание из нее конфликтных взаимоотношений гениев русской литературы с властным официозом. Все они были в той или иной степени фрондой, как сказали бы сейчас, «пятой колонной». Слежка, ссылки, отлучения, гражданские казни с ломанием клинков над головами… Теперь мирные, упитанные, упакованные и пригретые потомки былых скандалистов и бунтарей ходят строем на встречи с высшим политическим руководством, лично свидетельствуя лояльность и верноподданнические чувства, которые в их лице великая русская литература питает по отношению к новым царствующим особам.

Далее оказывается, что в гонениях на церковь повинны предки представителей нынешней оппозиции, а не оплот сталинизма, преемником которого все явственнее становится нынешний режим. Симфония сталинизма и якобы православия все более выглядит предательством истории и самой веры.

На обсуждении доклада «Какое прошлое нужно будущему России» (Вольное историческое общество при поддержке Комитета гражданских инициатив) Григорий Юдин примерно так обрисовал официальную картину преемственности неизменно славной русской истории: Николай II вручил отечество Ленину со словами «Берегите Россию!» — и так нашу родину ее вожди передавали друг другу с теми же словами, пока дело не дошло до Путина, который продолжать эстафету пока не собирается.

Наконец, идея национального примирения, которую будут раскручивать в годовщину революции. Каким будет это примирение, нам только что показали. Любое несогласие с решениями власти тут же удостаивается истеричной обструкции, минуя какие-либо аргументы. С точки зрения психопатологии это типичные симптомы «нарциссической ярости», «нарциссического гнева». С точки зрения идеологии и политики это типичное «примирение», достигаемое сведением противной стороны к нулю.


Александр Рубцов, руководитель Центра анализа идеологических процессов

Технологии

Разработчик «Р7-Офис» подвел итоги работы партнеров в 2023 году на Большом партнерском саммите Р7

В Москве прошла партнерская конференция Р7, участниками которой стали более 1000 человек. Компания АО «Р7»…

Общество

Столичные экспортеры продуктов питания вышли на рынки еще семи дружественных стран

За рубежом спросом пользуются московские сладости, снеки, лимонады, консервы и многое другое. В 2023 году столичные производители продуктов…

Общество

О чем и зачем клиенты врут нотариусам

В Федеральной нотариальной палате (ФНП) назвали самые распространенные причины, по которым клиенты врут нотариусам. Довольно…