Для всех (за исключением, конечно, полностью довольных моих сограждан, каким-то неведомым мне способом обходящих противоречия между телекартинкой и реальностью) уже стало банальностью сравнение происходящего в стране с миром романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Например, того же телевизора с «министерством правды». Однако со вчерашнего дня, на мой взгляд, метафора перестала быть таковой, а обернулась самой настоящей реальностью.
Я имею в виду решение Конституционного суда РФ о том, что исполнять постановление ЕСПЧ о выплате акционерам ЮКОСа 1,9 млрд евро не нужно (ранее Страсбургский суд признал, что в отношении них российскими властями было нарушено право собственности).
По-моему, Конституционный суд, призванный стоять на страже основного закона страны, этот самый закон и попирает. Прежде всего – его статью 15, часть 4, гласящую: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора«.
Забота председателя КС Валерия Зорькина о гражданах России, из чьих налоговых отчислений в государственный бюджет пришлось бы выплачивать «беспрецедентную сумму» за экспроприацию компании, выглядит в этой ситуации, как мне представляется, особенно цинично и лицемерно.
Впрочем, ни решение КС, ни комментарий его председателя сюрпризом не стали. В особенности после широко разошедшихся одиозных высказываний Зорькина, например, о пользе крепостничества.
Примечательно и то, что при этом ни одно из решений действующей высшей власти, тех, которые для самой этой власти являются «принципиальными, КС никогда не признал не соответствующим Конституции.
Для меня очевидно, что попытки поставить под сомнение обязательность исполнения постановлений ЕСПЧ спустя почти два десятилетия после того, как Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, связаны именно с нежеланием властей нести ответственность в международных судах за сфабрикованное «дело ЮКОСа». Тем более что мы ведь уже не однажды наблюдали, как правятся законы именно в связи с этим делом.
А может быть, лучше, чем игнорировать обязательные к исполнению постановления ЕСПЧ, было бы попросту никакие законы не нарушать – ни в отношении иностранных, ни в отношении собственных граждан? Тогда ни платить никому, ни выставлять себя дикарями на правовом поле не придется.
Но российские власти, похоже, по-прежнему не хотят ни исправлять свою правоприменительную практику, ни выпускать заложника Алексея Пичугина, чья вина лишь в том, что он работал в опальной нефтяной компании.