Неединая нация

20 декабря 2016
Общество

16 декабря 2016 года участники неформального объединения экспертов из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Абориген Форум» сообщили о задержании, допросе и обыске в квартире директора центра Родиона Суляндзига – по этой причине он не смог открыть образовательный семинар форума. Это не первый случай преследования Родиона: два года назад его не выпустили на международную конференцию ООН, пограничники испортили его паспорт и его же привлекли за это к ответственности. В октябре 2016 года Центр содействия малочисленным коренным народам обратился в Европейский суд с жалобой на нарушение права на свободу собраний и объединений и свободу выражения мнений (в 2015 году Центр был признан «иностранным агентом», что крайне затруднило работу организации).

Между этими двумя событиями – по случаю «дня народного единства» – президент Путин поддержал предложение создать «закон о российской нации», что в средствах массовой информации было подано как большая новость и немедленно породило сезонное обсуждение «национального вопроса». На самом деле тема «единая нация «россияне» versus «национальные меньшинства» отнюдь не нова, и коренные малочисленные народы имеют к ней самое прямое отношение. В феврале 2013 года эксперты Антидискриминационного центра «Мемориал» участвовали во встрече Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации с представителями гражданского общества – наша организация в сотрудничестве с информационно-аналитическим центром «Сова» подала тогда обширный (80-страничный) альтернативный отчет по соблюдению одноименной конвенции.

В ту пору закон о некоммерческих организациях – «иностранных агентах» еще только-только вступил в силу (в ноябре 2012 года), но на взаимодействии российского гражданского общества с ООН репрессии уже сказались: кроме «Мемориала», с Комитетом встречались только представители НКО коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, над которыми уже сгущались тучи. Они уже тогда сообщали о притеснениях, в частности, о том, что «неудобных» гражданских активистов в организациях коренных народов заменяют на лояльных власти. И мы, и коллеги из НКО коренных народов были крайне удивлены, увидев рядом с собой за столом члена Общественной палаты РФ Владислава Гриба: ведь эта палата – никакое не гражданское общество, ее членов назначают президент и другие члены, уже назначенные президентом. Так что выступление Гриба было вполне внятной трансляцией государственного понимания проблем расовой дискриминации, преступлений на почве ненависти, межэтнических отношений.

Для начала выразив несогласие с предыдущими выступающими в том, что проблема расовой дискриминации и нарушений прав меньшинств для России актуальна (нонсенс для формата встречи с Комитетом ООН – для того туда и едут, чтобы говорить о проблемах), Гриб далее вольно пересказал кусок отчета Общественной палаты о состоянии гражданского общества за 2012 год, выданный за «альтернативный материал» и опубликованный на сайте Комитета в соответствующем разделе. Основные пункты выступления Гриба были следующими: национализм если и есть у нас, то в среде футбольных хулиганов, да и явление это инородное – по происхождению ирландское; главная опасность для мирного сосуществования народов в РФ – национализм, характерный, в частности, для южных республик (например Дагестана), и средство избавления от него – формирование «гражданской нации». На это направлена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Практическим выражением этой Стратегии стала утвержденная в 2013 году Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)». Ее результатом должен стать сдвиг самоидентификации жителей России от этнической к гражданской («россияне»); к 2020 году доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, должна составить 65%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности должен составить 85%.

К слову, Владислав Гриб впоследствии получил медаль «За возвращение Крыма» и, надо думать, сопутствующую Почетную грамоту с формулировкой «За активное участие в работе по укреплению дружбы между народами». Как «укрепилась» дружба народов в аннексированном Крыму, хорошо известно: там массово нарушаются права крымских татар. А Гриб, в числе прочих «медалистов» ответственный за это, представьте себе, продолжил карьеру по линии «дружбы народов» и стал помощником главы ОБСЕ по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, так что теперь подобный подход к проблеме дискриминации меньшинств рискует быть распространен на огромный регион…

И вот в этом году новое развитие темы «единства». Уже и закон о единстве российской нации предлагают написать. Сообщают, что в вузах будет даже новый предмет по формированию российской идентичности и воспитанию нового поколения с одинаковым набором ценностных установок. Ну и апофеоз – внесенное в Думу предложение об изменении 13-й статьи Конституции и введении единой государственной идеологии. Какой – нетрудно догадаться: как известно, «национальной идеей» у нас объявлен «патриотизм».

Тут «патриотические силы» уже подсуетились: на том самом заседании Совета по межнациональным отношениям, где был предложен закон о единстве нации, атаман так называемого Всевеликого войска Донского и бывший депутат Госдумы Виктор Водолацкий сообщил о готовности проекта закона о патриотическом воспитании граждан России. Ну а от «патриотизма» в трактовке казаков уже совсем рукой подать до «русской весны», именно за которую вышеупомянутый Гриб получил медаль, «русской идеи» и «русской мечты» как «объединяющего нас всех» начала, о которой можно прочитать в статье одного новоявленного писателя (забавно, что выражением «русской мечты» для него оказывается сказка «Теремок», где он находит «стремление к справедливости и преодолению бед через единство, через соборность, через великодушие и взаимопомощь», забывая, что это сказка о том, как медведь (представляющийся как «я вам всем пригнетыш») разломал теремок, где мирно жили разные звери).

Отчет Общественной палаты, зачитанный тогда Грибом в ООН, гласил, что только «единая гражданская нация» может обеспечить эффективное функционирование государства в многонациональной стране, «жестко отстаивая» единые для всех россиян ценности и «сохраняя при этом глубокое и искреннее уважение к историческим, культурным и религиозным традициям». Что ж, «жесткое отстаивание» в национальных вопросах мы воочию наблюдаем, как и «глубокое уважение»: на деле формирование «гражданской нации» выливается в пренебрежение правами этнических меньшинств.

Для того, чтобы все народы России стали себя ощущать «гражданской нацией» – гражданами страны, защищающей их права, необходимо прежде всего прекратить дискриминацию по этническому признаку

Финансирование в Федеральной целевой программе «укрепления единства российской нации» более чем в два раза больше финансирования другой ее составляющей – «этнокультурного развития народов России». Хоть туда и включили цыган, и даже провели в этом году фестиваль «Цыгане под небом России», и даже вставили в программу не только концерты, но и не очень тривиальные мероприятия типа вечера цыганской поэзии, но что происходит с обеспечением прав на жилье, на образование? Сносы цыганских поселков, выселение семей с детьми из единственного жилья, сегрегация цыганских детей в школах, некачественное образование тех, кто туда все-таки ходит… Эти проблемы не решаются десятилетиями.

Если говорить о коренных малочисленных народах, то случай преследования Центра содействия малочисленным коренным народам и его директора далеко не единственный. Эксперты с тревогой говорят о том, что протест коренных народов против разрушительной для их традиционных мест обитания деятельности добывающих компаний оборачивается уголовным преследованием активистов. Это, например, преследование ханта Сергея Кечимова из-за конфликта общины с компанией «Сургутнефтегаз»; сфабрикованное, как считают, дело против лидера эвенкской общины Сергея Никифорова на Дальнем Востоке. Меньше известны другие случаи нарушения прав коренных народов: члены общины шорцев Казас в Кемеровской области (ей посвящен документальный фильм «Цена») лишились священной горы – она была взорвана, доступа к кладбищу нет, шорцы не могут пройти через кордоны на свои земельные участки, которые их вынуждали продать в пользу угледобывающей компании. Дома тех, кто не был согласен покинуть свою землю, сожжены неизвестными.

Для того, чтобы все народы России стали себя ощущать «гражданской нацией» – гражданами страны, защищающей их права, необходимо прежде всего прекратить дискриминацию по этническому признаку (да и вообще по признаку принадлежности к какому-либо меньшинству). Ведь именно государство выделяет какие-то группы и применяет к ним репрессии, позволяя им иногда – в «красные дни календаря» – попеть-поплясать в национальных костюмах. Это приводит не к «единству», а к ощущению представителями меньшинств своей уязвимости, бессилия и бесправия.

В следующем году Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации будет рассматривать очередной отчет Российской Федерации. Очень важно, чтобы альтернативные отчеты Комитету предоставили настоящие НКО, действительно защищающие права меньшинств, а не суррогаты гражданского общества, которые будут говорить о суррогатах же «гражданской нации» и «дружбы народов».

Ольга Абраменко – эксперт Антидискриминационного центра «Мемориал»

Общество

Цифровые проекты столицы представят в пространстве Москвы на выставке «Россия»

Для посетителей организуют тематические интерактивы, мастер-классы по программированию и робототехнике, встречи с экспертами отрасли и…

Общество

Певица ЭЛИНА записала песню «Время на крючке» на стихи Михаила Гуцериева

8 марта состоялась премьера песни певицы ЭЛИНЫ «Время на крючке» на стихи поэта Михаила Гуцериева….

Технологии

Стало известно как в «Р7-Графике» экспортировать диаграмму в файл JPEG

Чтобы диаграмму из «Р7-Графики» сохранить как картинку с расширением JPEG, надо выполнить последовательно несколько шагов….