В Интернете на ресурсе Change.org появилось обращение к президенту России, призывающее увеличить численность состава Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) IV созыва и объявить в них дополнительный набор.
Списки новых составов ОНК в 42 субъектах России, призванных контролировать соблюдение прав человека в местах принудительного содержания, были опубликованы поздно вечером в пятницу, 21 октября 2016 года, на сайте Общественной палаты РФ.
Оказалось, что места тех, кто действительно обеспечивал защиту прав заключенных от произвола администрации СИЗО и колоний, зачастую заняли выходцы из той же из той же тюремной системы. Практически сразу последовали многочисленные комментарии известных правозащитников, многие годы эффективно работавших в данной сфере. По их мнению, избрание такого состава ОНК – это целенаправленное уничтожение общественного контроля в местах лишения свободы по всей стране.
Как подчеркивают авторы петиции, в состав ОНК IV созыва не вошли зарекомендовавшие себя в этой области правозащитники, но попали люди, не имеющие к ней никакого отношения.
Среди фигур, вызвавших наиболее резкую реакцию общества, – бывший начальник московского СИЗО «Бутырка» Дмитрий Комнов, у которого под стражей находился юрист фонда Hermitage Сергей Магнитский, погибший за решеткой. Будучи фигурантом «списка Магнитского», он, тем не менее, стал членом ОНК Москвы.
Из зарекомендовавших себя в прежнем составе как добросовестный наблюдатель за соблюдением прав человека в СИЗО Москвы в новом составе осталась только журналист газеты «Московский комсомолец» Ева Меркачева.
Кроме того, составители петиции обращают внимание на то, что Общественная палата определила предельную численность комиссий по каждому субъекту федерации.
«В составе комиссий, вынесенном на голосование совета ОП РФ, не учтены ни численность населения, ни удаленность мест лишения свободы от места жительства членов ОНК, а также количество мест принудительного содержания», – говорится в петиции.
Председатель Комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин, бывший член ОНК Москвы, также не попавший в новый состав, приводит в своем блоге в «Живом журнале» красноречивый пример.
Для Московской области, где живет свыше 7 млн. 300 тыс. человек и находятся 12 следственных изоляторов, пять колоний, более 40 изоляторов временного содержания и спецприемников, почти 200 отделов и отделений полиции, Общественная палата установила порог численности в 33 человека.
При этом были избраны в ОНК только 26 человек. Такие кандидаты, как член Правления Международного «Мемориала» Анна Каретникова, до этого на протяжении восьми лет работавшая в ОНК Москвы, ее коллега по столичной ОНК Елена Абдуллаева и другие правозащитники, туда не попали.
Как известно, Федеральный закон «Об общественном контроле» запрещает одному и тому же человеку быть назначенным в комиссию одного субъекта РФ более трех раз подряд. Когда принималась эта правовая норма, была надежда, что через несколько лет работы ОНК в ее состав выдвинется новое поколение правозащитников, которые смогут продолжить начатое дело. Вопреки ожиданиям, этого не произошло, поэтому некоторые известные правозащитники, получившие за восемь лет большой опыт в данной сфере и желающие продолжить свою работу в ней, подали заявки в ОНК других регионов. Однако они не были избраны.
В Мордовии, где сосредоточены больше десятка колоний, в новый состав комиссии выдвинулись 16 человек, в том числе самый деятельный член местной ОНК правозащитник Сергей Марьин и журналист, член ОНК Москвы Зоя Светова. Но палата утвердила только девять человек. Ни Зоя Светова, ни Сергей Марьин в новую ОНК не попали.
«Комиссии в таком составе не смогут эффективно осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания региона, что приведет к росту случаев нарушения закона и прав человека. Просим увеличить численность состава ОНК IV созыва и объявить дополнительный набор», – говорится в обращении.
Петиция для подписания.