О своем опыте общения с наставниками или желании иметь наставника рассказали участники онлайн-опроса, проведенного Центром знаний «Машук» совместно с АЦ ВЦИОМ. Аналитики организаций представили результаты масштабного исследования, посвящённого развитию института наставничества в России. Согласно данным, 44% россиян хотели бы, чтобы у них был наставник.
Эксперты озвучили итоги опроса на пресс-конференции, состоявшейся 12 ноября в пресс-центре ТАСС. Участниками исследования выступили 4005 человек в возрасте от 8 до 60 лет. Наибольшую потребность в наставниках высказали молодые россияне — 68%, среди граждан 45–60 лет этот показатель составил 59%.
Как сообщил генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения, председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ Константин Абрамов, ранее взаимодействовали с наставником или работают с ним сегодня 77% россиян. В 60% случаев менторами являются коллеги по работе, для 38% опрошенных эту роль взяли на себя родители или опекуны, для 37% — педагоги, 27% респондентов назвали наставниками родственников, а еще 6% — психологов.
Учитывая мнение россиян, в топ-3 наставников эксперты включили коллег, родителей и учителей — 60, 38 и 37% соответственно. Наставников среди психологов (8%) чаще всего выбирают женщины, мужчины — реже (4%).
Прокомментировал полученные цифры генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель гендиректора Российского общества «Знание» Антон Сериков. Он отметил: 65% россиян наставник необходим для профессионального развития, 36% — для принятий решений и эмоциональной поддержки. Есть категория людей, которым наставник нужен для помощи в построении семьи или решений вопросов личного характера, а также для достижения высоких результатов в спорте.
Респонденты поделились своим мнением об идеальном соотношении возраста наставника и подопечного: 94% считают, что ментор должен быть старше, одинаковый возраст партнеров приветствуют 16%. А вот пол наставника для 85% опрошенных значения не имеет. Хотя, как правило, россияне чаще выбирают наставников своего пола: у 50% мужчин наставником был мужчина, у 42% женщин — женщина.
В число основных качеств, которыми должен обладать идеальный наставник, участники опроса включили: стремление к развитию (74%), коммуникабельность (70%), терпение (56%) и практические знания (55%). Материальное положение не входит в число ключевых критериев.
Отношение к наставничеству в России постепенно меняется: председатель Комитета Госдумы РФ по молодежной политике, член наблюдательного совета Центра знаний «Машук» Артем Метелев сообщил, что недавно наставничество было закреплено в отдельной статье Трудового кодекса РФ. Также для российских работодателей трёхсторонней комиссией по трудовым отношениям в настоящее время разрабатываются рекомендации по внедрению системы наставничества.