Министерство мифологии

11 октября 2016
Общество

Мединский не прав, называя «мразями кончеными» разоблачителей мифов. Но убедителен, отстаивая право мифа на существование; надо просто переименовать его ведомство

Конфликт Владимира Мединского с историками, в сущности, дутый – в отличие, например, от конфликта Емельяненко с Кадыровым. Спорт – это серьезно, не то что история. Тут схлестнулись две цивилизации – и не какие-нибудь гуманисты с бойцами, а бойцы более пассионарные с более цивилизованными; сам Лев Гумилев не знал бы, кого провозгласить победителем. А у Мединского все просто: он занимает не свое место, но на другом месте отлично сгодится. Надо только развести науку с культурой, министерство образования с министерством пропаганды.

Дмитрий Киселев, выступая в МГИМО, сказал, помнится, что информации в наше время нет – по крайней мере, в нынешних условиях; так или иначе все занимаются пропагандой, но он, по крайней мере, это осознает. Возразить нечего – иное дело, что Киселев занимается пропагандой всякой мерзости и делает это настолько топорно, чтобы в случае чего сказать: да ладно, ребята, это был троллинг! «Все пропаганда, весь мир пропаганда!» – как писал поздний Слуцкий.

И Мединский по-своему абсолютно прав, говоря в нашумевшей диссертации, что историческая истина определяется государственной выгодой. Мы все знаем, что историю пишут победители, что историческая истина отвердевает в том виде, в котором она удобна начальству, и потому у нас никогда не будет объективного взгляда на войну 1812 года, собственного эпоса о войне 1914 года, а про Великую Отечественную напишут, может быть, наши внуки, если еще будет кому читать. Это действительно так, здесь уж без троллинга – история существует в двух ипостасях: как грязная, неромантичная, мало кому интересная правда – и как миф, в который она отковывается столетия спустя. Это мифологическое начало в трактовке Великой Отечественной возобладало уже в фильме Федора Бондарчука «Сталинград» – он был по крайней мере стилистически цельным и не зря походил на голливудские пеплумы. И причина этой мифологизации – участники той войны стали меньше отличаться друг от друга, чем от нас сегодняшних. Стало можно рассказывать о них с эпической интонацией, отказавшись от идеологической доминанты. «Сталинград» – не про Сталинград, не про коммунизм и фашизм, а про битву одних мифических существ с другими; Вагнер такой.

Миф о 28 панфиловцах (хотя их было больше, а конкретный очерк о двадцати восьми героях на основе художественного вымысла создал Кривицкий) был совершенно необходим тогдашней пропаганде, а тот факт, что панфиловец Добробабин служил потом у немцев, этой пропаганде был не нужен. Он мог бы заинтересовать художника – и вообще для серьезного, неконъюнктурного кинематографиста тут грандиозный сюжет: выживший и послуживший в полицаях панфиловец приходит за государственной наградой! Но и миф Кривицкого хорош для экранизации, и пусть будет, – не надо только смешивать два жанра. Толстой написал не ту Бородинскую битву, которая была. Эйзенштейн снял штурм Зимнего, которого не было, и Маяковский зря на него сердился. Это просто другой жанр, и этика тут ни при чем. Мединский не прав, называя «мразями кончеными» разоблачителей мифов, – не прав прежде всего стилистически, – но убедителен, отстаивая право мифа на существование; надо просто переименовать его министерство.

Пусть оно называется Мединское Министерство Мифологии – сокращенно МеМиМи, хорошее сочетание, мимимишное, ничего оскорбительного. Пусть оно выпускает вдохновляющие патриотические фильмы. Пусть они формируют национальную мифологию, без которой – будем откровенны – население никогда не превращается в народ.

Вот в Штатах, на которые у нас принято ссылаться лишь тогда, когда их опыт совпадает с нашим, существуют две правды о гражданской войне – и ничего, как-то уживаются. Северяне считают, что это была война за освобождение наших черных братьев, а южане – что битва пошлой прагматики с великой культурой. Просто не надо объявлять художественное высказывание истиной в последней инстанции: оставьте историю историкам. И не ждите, чтобы она кого-нибудь вдохновляла. Все равно же миф о нашем времени будет гласить, что в стране жило могучее духовное сопротивление ликующему маразму, что руководители нашей культуры все понимали и нарочно доводили ситуацию до абсурда, что вся страна читала интернет и тайно жрала санкционку. А правда заключается в том, что небольшая кучка циничных клептократов изощренно измывалась над великой страной, не встречая никакого сопротивления и с ухмылочкой пиная лежачих.

Ну и кого, скажите на милость, такая истина вдохновит? Только конченую мразь.

Дмитрий Быков
писатель, публицист

Общество

Евгений Кемеровский презентовал песню «Я не хочу тебя терять» на стихи Михаила Гуцериева

Известный шансонье Евгений Кемеровский 4 марта презентовал свое новое творение, композицию «Я не хочу тебя…

Общество

В гости к Катюше: посмотреть на панду заходят почти все посетители зоопарка

Детеныш больших панд только недавно начал осваиваться на новой территории и выходить в экспозиционный вольер….

Общество

Более шести тысяч предложений москвичей реализовано благодаря проекту «Город идей»

Они касались развития электронных сервисов и молодежных программ, работы столичных библиотек, ВДНХ, Московского зоопарка и…