Несмотря на разговоры о предельно свободных и открытых выборах, к участию в борьбе за места в Госдуме допущены далеко не все.
В ходе парламентской избирательной кампании главным фильтром для нелояльных Кремлю кандидатов стал сбор подписей. Списки большинства партий «редактировали», как утверждают некоторые политики, в Кремле. В итоге, как обратили внимание эксперты Комитета гражданских инициатив, ни одна политическая партия, которая по закону должна была собирать подписи избирателей, зарегистрирована не была.
Сняты с выборов под формальными предлогами и многие кандидаты-одномандатники, которых не захотели или побоялись взять под свое крыло партии, имеющие право не собирать подписи. В теории самый демократичный институт — когда сами избиратели, ставя свой автограф, как бы уполномочивают кандидата или политическое объединение идти на выборы от их имени, в современной российской реальности превратится в главный инструмент по отстранению тех кандидатов, которых не захотели согласовать «наверху».
Вопрос с честностью и непредвзятостью нового состава Центризбиркома, как представляется, был снят во время скандала с Партией пенсионеров, которая была буквально разгромлена в ходе регистрации, лишившись не только депутатов-одномандатников, но и партийного лидера, который позволил себе слишком откровенную критику власти. Глава ЦИК Элла Памфилова не только не пыталась (по меньшей мере, публично) спасти партийцев, но напротив — обвиняла их в незаконном давлении на Центральную избирательную комиссию. После скандала, правда, в Кремле произошли некоторые кадровые перестановки в управлении внутренней политики, но, похоже, что причиной их стал не сам разгром Партии пенсионеров, а тот факт, что его не удалось провести незаметно и без скандалов.
При этом власти триумфально констатируют: смотрите, ведь регистрацию получили практически все кандидаты, которые согласились на поддержку со стороны оппозиционного эмигрантского проекта «Открытые выборы» экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. И многие бы могли подумать, что, действительно, речь идет об условной «победе демократии», если бы большинство политологов сразу не начали объяснять, что «ходорковцы» допущены не просто потому, что их электоральные шансы на победу близки к нулю, а еще и оттого, что они не борются за один и тот же электорат с «Единой Россией», а значит не мешают главному кремлевскому политическому проекту стремится к искомому конституционному большинству в новой Госдуме.
Каковы же итоги завершившегося этапа регистрации кандидатов? В выборах будут участвовать 14 политических партий, среди которых есть как те, что называют себя либеральной оппозицией, вроде «Яблока» или «Парнаса», так и те, кто считают себя оппозицией патриотической. Большинство же зарегистрированных партий избирателю просто неизвестны. И пока, если верить соцопросам, заградительный барьер (чтобы создать фракцию в Госдуме надо набрать более 5% голосов) преодолевают максимум четыре партии. Все те же, что и сейчас сидят в Госдуме («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия»).
При этом, по данным «Левада-Центра», единороссы имеют все шансы сохранить не просто контроль над парламентом, но и вновь получить в нем конституционное большинство, которое позволяет переписывать любое законодательство даже без участия так называемой «парламентской оппозиции».
В то же время надо понимать, что и «парламентская оппозиция» после 2014 года в России — это лишь видимость. У партии власти, которая монолитно поддерживает Кремль, в парламенте есть четыре фракции, главная цель которых не обсуждать законопроекты, а собрать голоса как можно большего количества избирателей, чтобы, не дай Бог, их не получила немногочисленная реальная оппозиция.
Впрочем, у нее практически нет на это шансов. Большинство недостаточно системных кандидатов просто не были зарегистрированы и эти выборы пройдут без них.
Иван Преображенский