Возле дивного швейцарского городка Монтрё, а вернее приблизительно на тысячу метров над ним находится деревня Ко. Считать это местечко деревней нужно условно. Так оно именуется, вероятно, к удобству почтовой службы. Наряду с множеством шикарных зданий в ней есть старинный замок (Горный дом), приспособленный для одновременной жизни пусть не в роскошных, но достаточно комфортных условиях нескольких сотен человек. Принадлежит он всемирной организации, долгое время существовавшей под названием «Моральное перевооружение» (Moral Re—Armament). Ежегодно сотни людей из разных мест, и из России в том числе, встречаются здесь и знакомятся с системой, призванной, по замыслу её создателей, улучшить социальный климат нашей планеты путём ненасильственного изменения человечества, начиная с самого себя. В основу достижения этих изменений положено принятие и утверждение новых отношений между людьми на принципах соблюдения высших моральных ценностей и здравого смысла. Основоположники и последователи учения о моральном перевооружении выделяют четыре нравственных абсолюта: честность, чистота, самоотречение, любовь. Следовать им они и призывают каждого человека. Какой-то новизны в самих этих призывах нет. Они знакомы человечеству не одну тысячу лет. Проблема в том, как их воплотить в жизнь в тех условиях, когда общество сумело убедить себя в невозможности честных отношений между людьми. Недаром в некоторых социальных группах руководствуются не нравственными нормами, а особым сводом правил, именуемых понятиями. Правым часто становится тот, на чьей стороне сила. Поэтому призывы – призывами, но помимо их, в Ко разработаны специальные технологии (жизненные модели), с помощью которых пусть и не так массово, как хотелось бы, но эти призывы осуществляются. Ко на практике учит преодолению самых тяжёлых социальных конфликтов, в большом количестве существующих на земле. Даже кратковременное пребывание в Горном доме помогает приобрести необходимый заряд чистоты и моральной уверенности в работе с группами лиц, втянутых в конфликтные отношения. Прежде всего это касается организации быта людей, находящихся в Ко, добросердечности отношений между ними. Здесь не бывает врагов, все стараются избавиться от каких-либо обвинений в адрес друг друга. Здесь не существует чужой боли. Здесь никто ни на чём не настаивает, не ищет «крайнего», ничего не требует и уж, конечно, не прибегает к угрозам. Вместе с тем, каждому даётся право, проявляя терпение и уважение к собеседнику, выразить занимаемую позицию.
Учение о моральном перевооружении возникло в 1938 году, уже наполненным ощущением большой войны. Его основателем стал американский лютеранский священник и философ Франк Бухман. Отсюда и другое название – бухманизм. Одобренный и поддержанный во многих странах, в Советском Союзе бухманизм воспринимался резко отрицательно, главным образом по той причине, что как религиозно-этическое учение он призывал к сотрудничеству людей труда и капитала. Это никак не устраивало непримиримых борцов с капитализмом. «Моральное перевооружение» в стране победившего социализма рассматривалось и оценивалось не иначе как одно из направлений буржуазной идеологии с вытекающими из этого выводами.
Советских идеологов в деятельности «Морального перевооружения» не устраивало также и то, что оно с момента своего возникновения активно занималось политикой примирения различных социальных групп, враждебно настроенных друг к другу в силу тех или иных исторических обстоятельств, призывало народы к взаимному прощению. В этой связи надо отметить, что Франк Бухман в своё время был удостоен высоких наград правительств Германии и Франции за выдающийся вклад в дело улучшения отношений между двумя нациями. Признано, что проходившие в Ко конференции сыграли выдающуюся миротворческую роль в отношениях Японии с её южно-азиатскими соседями. Подобного же рода конференции помогли нескольким африканским государствам остановиться на мирных способах разрешения существовавших конфликтов с соседями. В 80-е годы в Ко появляются программы, призванные улучшить производственные взаимоотношения между теми, кто работает на крупных автомобильных и сталелитейных заводах. Благодаря этим программам удалось в значительной мере сбалансировать интересы разных групп работников, занятых на такого типа предприятиях, что позволило в большинстве случаев преодолеть кризисное развитие ситуации и снизить накал забастовочной активности. Модели переговоров между предпринимателями и рабочими, разработанные в Ко, здесь же непосредственно были апробированы с участием заинтересованных сторон. Можно отметить, что такое распространённое сегодня понятие как «анонимные алкоголики» родилось в рамках «Морального перевооружения». Нашедшие впоследствии широкое применение принципы лечения лиц, страдающих алкогольной зависимостью, родились именно в Ко. Прямого запрета на употребление алкоголя в Горном доме не существует, но из-за его отсутствия здесь никто не страдает. Не претендуя на какие-то сногсшибательные открытия, все хорошо понимают, что спирт и здоровый образ жизни, не совместимы.
К концу 80-х и в начальные 90-годы «Моральное перевооружение» обращается к вопросам восстановления (установления) демократии на постсоветском пространстве и в бывших государствах так называемой «социалистической демократии», освободившихся от жёсткого политического прессинга со стороны Москвы. Граждане этих стран становятся главными участниками конференций и дискуссий, проводящихся в Ко. В этот период и мне дважды довелось побывать в Швейцарии и принять непосредственное участие в работе «Морального перевооружения», полностью окунувшись в атмосферу добросердечия и дружелюбия, явственно контрастировавшую с той, что царила тогда на родине, охваченной беспокойством и разногласиями.
Ко просыпается рано. В пять, в шесть. Время ценится. Бесцельного времяпровождения не наблюдается. Практикуются коллективные утренние пробежки. Среди бегунов, к своему удовольствию, я обнаружил известных в прошлом спортсменов, даже олимпийцев. Один из них подарил мне спортивные брюки, в которых тренировался олимпийский чемпион Мюнхена Валерий Борзов. Следующее время до завтрака, длящееся обычно около двух часов, отводится на медитацию. Верующих, открыто молившихся и выполнявших религиозные ритуалы, я не встречал. Но люди, собираясь в большом конференц-зале, сидят в полной тишине. Сосредоточившись на чём-то своём, они кажутся отрешёнными от всего земного (возможно, и молятся про себя), и в это время какое-либо общение друг с другом совсем не приветствуется. В Ко считают, что, когда человек сосредоточен, внимая тишине, то он подчиняется голосу совести. Надо отметить, что открытых разговоров о Боге не ведётся, скорее всего, из соображений недопущения нежелательных споров. Религии, сталкиваясь одна с другой, очень часто провоцируют раздоры. Не поощряется и проведение проповедей в пользу той или иной религии, хотя священников, а они узнаваемы, среди гостей Ко бывает много. Но ведут они себя, руководствуясь экуменическими принципами. Во всяком случае, не пытаются кого-то завлечь в лоно своего вероисповедания. Отдавая приоритет христианским ценностям, учение «Морального перевооружения» ничего общего не имеет с салонным христианством. Отношение к Богу подразумевает не какую-то постороннюю силу, а определённое чувство внутри самого себя. Заметный след в работе «Морального перевооружения» оставил выдающийся российский философ Григорий Померанц. Пока имелись силы и позволяло здоровье, этот могикан советского диссидентства, прошедший через Сталинградскую битву и сталинские лагеря, регулярно появлялся в Горном доме и выступал перед его обитателями с блестящими лекциями.
Активное общение гостей Ко начинается с завтрака. Фактически все приёмы пищи сопровождаются работой, обстоятельными разговорами, обменом мнениями. С этой целью состав столов постоянно меняется. Заранее объявляется тема разговора, и к этой теме подбираются собеседники. Такие застолья (с полным исключением алкоголя) длятся по два, а то и по три часа. Если какую-то тему не удаётся довести до желаемого результата, то она в расширенном составе обсуждается на специальных встречах, именуемых «party». Вечера обычно посвящаются искусству. Среди приезжающих в Ко бывают известные актёры, музыканты, художники, и они охотно делятся своим творчеством. Пение, танцы, театральные представления служат прекрасным украшением жизни обитателей Горного дома. Предпочтение отдаётся классике. Какая-то часть времени отводится знакомству с культурной и общественной жизнью Швейцарии. Устраиваются также персональные встречи с видными политиками и государственными деятелями различных стран, которые и сами принимают активное участие во всех делах, включая дежурства на кухне и другие бытовые заботы. Такое тесное сближение людей разного социального и культурного уровней развития помогает как нельзя лучше их сближению и взаимопониманию.
С приходом нового тысячелетия стало ясно, что слова «моральное перевооружение» больше не вызывают того отклика, что в 1938 году. В 2001 году президент «Ко фаундейшн» Корнелио Сомаруга (бывший президент Международного общества Красного Креста) и профессор Раджмохан Ганди (внук Махатмы Ганди, учёный, писатель, бывший член Парламента Индии) оглашают для прессы новое имя организации – «Инициативы перемен» («Initiatives of Change»).
Способы выражения идей «Инициатив перемен» и методы координации международной деятельности обновляются в соответствии с требованиями времени, но основная философия движения остаётся всё той же: только перемены в личной жизни, в мотивации и отношении каждого человека к его окружению приводят к стойким и необратимым переменам во всём обществе. Не изменив себя индивидуально, мы не можем рассчитывать на коренные социальные изменения. «Врач, исцелись сначала сам!» Путь к гармонии и согласию начинается с признания собственных ошибок и недостатков, а не с поиска их в других. Не военное, а моральное перевооружение способно привести мир к благоденствию. Опираясь на многолетний опыт работы, «Инициативы перемен» предоставляют широкому кругу людей, независимо от их религиозных и политических убеждений, культуры, социального положения, географической и государственной принадлежности, профессии, возраста, пола и цвета кожи, возможность встречаться, слушать и слышать друг друга и тем самым становиться частью содружества, которое ставит своей целью улучшить мир.
Изменив название, духовное движение в Ко сохранило свою суть. Главный его принцип – добровольное сотрудничество, не знающее политических, религиозных, государственных ограничений. И территория Горного дома – не единственное место, где движение осуществляет свою деятельность. Его отделения созданы и успешно работают в других странах. В период так называемой горбачёвской перестройки «Моральное перевооружение» появилось и в Советском Союзе, набирало силы, сторонников, но не закрепилось. Как это ни печально признавать, но в общественной и политической жизни России возобладали конфронтационные настроения, идущие вразрез с идеями нахождения общего языка при разрешении возникающих споров. Сегодня же таким гуманитарным организациям как «Инициатива перемен» в стране вообще поставлены непреодолимые заслоны в виде целого ряда изоляционистских законов. Известный закон «об иностранных агентах», конечно, в числе первых. Трудно себе даже представить, чтобы какая-то, основанная за рубежом организация, занималась бы мирным разрешением конфликта, возникшего в отношениях между братскими русским и украинским народами, вела бы диалоги на эту важную тему. А ведь это так необходимо. И вот уже даже непримиримая и резкая лётчица Надежда Савченко призывает обе стороны военного противоборства на востоке Украины признать каждой собственную вину и на основе этого признания и совместного рассмотрения правды о возникшей войне пресечь новые попытки разжечь военное пламя. Требуется лишь желание пойти навстречу друг другу. Нужно разрушить культ врага, который возобладал не только не в чуждой нам Украине, но в неменьшей степени проявляется и внутри России, взявшей курс на противопоставление себя всему миру. Договорная культура перестаёт пользоваться признанием. Люди всё больше и больше входят во вкус обвинительной риторики и вытекающих из неё угроз в адрес друг друга. Санкции на санкции – это ещё не самый худший вариант. Скандалы становятся нашим хлебом насущным: ах, вы так, то мы вам вот так! Живём тревогами, злобой, подозрениями, невротическими страхами, конспирологическими выдумками, уверенностью в абсолютной эффективности насилия. Всякую пропагандистскую чушь принимаем за истину. И это в то время, когда нужны диалоги и диалоги, в которых люди признают в первую очередь свои упущения, свою вину, а не ищут врагов где-то на стороне. Получается так, что каждый «упёрто» и истерично настаивает на своей правде, подгоняя под неё своё видение происходящих событий. Мы забываем, что правда проясняется лишь при обмене взглядами и мнениями. И лишь тогда на основе математического закона больших чисел различные случайные противоположно направленные факторы взаимно нейтрализуются и в результате мы получаем объективную картину того или иного явления. Но это возможно лишь при условии проведения мирных, взаимоуважительных диалогов и преодоления пропагандистских стереотипов. Уроки «Морального перевооружения» и «Инициативы перемен» могли бы сыграть в этом деле огромную роль.
Владимир Рослов