Авторы самых скандальных законов, принятых уходящей Думой, намерены продлить свое законотворчество еще на пять лет. Ирина Яровая, Александр Сидякин, Андрей Луговой, Евгений Федоров, Сергей Железняк и другие герои нынешнего созыва выдвинулись на выборы и вскоре начнут кампании. «Новая» предлагает вспомнить их прошлые заслуги. Запрет на усыновление российских сирот американцами, «иностранные агенты» и запрет на «пропаганду гомосексуализма», три года в тюрьме за несанкционированный митинг, статья за «оскорбление чувств верующих» и совсем недавний «закон Яровой» — Дума шестого созыва приложила все усилия к тому, чтобы сделать жизнь в России невыносимой, и хочет повторить.
Яровая и все-все-все
Авторы «антисиротского» закона, принятого в ответ на американский «список Магнитского», пойдут на выборы не все. Екатерина Лахова стала сенатором от Брянской области, Елена Афанасьева (ЛДПР) — от Оренбургской. А вот Евгений Федоров собирается стать депутатом еще раз: он возглавляет список региональной группы «Единой России» по четырем западным областям (Вологодская, Калининградская, Новгородская и Псковская). Депутаты, с подачи которых за любое повторное нарушение на митинге можно получить до пяти лет колонии, тоже идут на выборы, но не все. Александр Сидякин идет третьим номером в списке «ЕР» по Татарстану, Андрей Красов будет баллотироваться от партии по Рязанскому одномандатному округу. Бывший член «СР» Игорь Зотов сообщил «Новой», что пока не решил, участвовать ли в выборах: «Если я пойду, то независимым кандидатом, но, скорее всего, не буду баллотироваться». Четыре законодателя, благодаря которым публикации на тему ЛГБТ стали «пропагандой гомосексуализма», за которую блокируют сайты и штрафуют людей, тоже собираются в Думу седьмого созыва, кроме Елены Мизулиной — она стала сенатором от Омской области. Ирина Яровая, соавтор скандальных поправок об уголовной ответственности за недоносительство, неограниченном доступе силовиков к содержанию интернет-переписки и многом другом, возглавляет список региональной группы по Дальнему Востоку (Камчатский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ). Ольга Баталина идет номером три в списке по Волгоградской, Пензенской, Саратовской и Тамбовской областям — этот список возглавляет давний шеф Баталиной Вячеслав Володин. Ольга Епифанова возглавляет список «СР» по северным регионам (Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) и одновременно идет по Архангельскому одномандатному округу.
Борцы с агентами готовы к бою
Михаил Старшинов, бывший «справоросс», деятель Общероссийского народного фронта и один из авторов закона об «иностранных агентах», на этих выборах пойдет в федеральном списке «Единой России», в региональной группе по Карачаево-Черкесской республике. Что связывает депутата с Северным Кавказом, ясно не вполне, но в мае этого года он предложил вручить главе Чечни Рамзану Кадырову почетный знак «За развитие парламентаризма».
Что касается парламентской деятельности самого Старшинова, то заметных инициатив у него было немного: как правило, он выступал соавтором в проектах больших групп депутатов, но в создании «топа» скандальных законов шестой Думы он поучаствовал. Закон «об иностранных агентах» Михаил Старшинов внес вместе с Ириной Яровой, Александром Сидякиным, Андреем Красивым, Адальби Шхагошевым и Вячеславом Никоновым. В результате в России появился список некоммерческих организаций, которые государство априори считает неблагонадежными, сейчас в нем 134 НКО, большая часть из них — экологические, культурные и правозащитные. Ярлык «агента» получили Правозащитный центр «Мемориал», ассоциация «ГОЛОС», «Комитет по предотвращению пыток», Фонд защиты гласности, фонд «Династия», Московская школа гражданского просвещения и другие старейшие общественные организации в России.
Депутат Луговой остается с нами
Рассчитывает остаться в Государственной думе и Андрей Луговой — бывший офицер ФСБ, обвиняемый британскими правоохранителями по делу об убийстве Александра Литвиненко в Великобритании. В Думу он попал по списку ЛДПР, и от той же партии будет баллотироваться снова: Луговой возглавляет региональную группу по Краснодарскому краю. Знакомство с органами власти депутат начал со службы в Кремлевском полку, затем служил в Главном управлении охраны, Службе безопасности президента, Федеральной службе охраны, ФСБ, в конце 90-х работал в Службе безопасности канала ОРТ. В 90-е Луговой охранял, среди прочих, Егора Гайдара, главу президентской администрации Сергея Филатова, министра иностранных дел Андрея Козырева, заместителя секретаря Совета безопасности России Бориса Березовского. В 2007 году стало известно, что прокуратура Британии считает Лугового виновным в отравлении бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко: расследование указывало, что Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун отравили Литвиненко полонием, и он скончался от смертельной дозы радиации. Позже, уже в 2016 году, Высокий суд Лондона согласился с версией прокуроров. В мае того же года Великобритания потребовала экстрадиции Лугового, но Россия отказала, что вызвало дипломатический скандал. В сентябре 2007 года Луговой был включен в предвыборный список ЛДПР, а в декабре избрался в Госдуму, получив депутатскую неприкосновенность. Инициировал закон о принудительном включении НКО в реестр «иностранных агентов»: до этого норма об «агентах» предполагала, что организации должны сами подавать заявки на попадание в список Минюста. В 2014 году с подачи Лугового был принят закон о том, что каждый россиянин с двойным гражданством обязан сообщать о том, что у него есть паспорт другой страны. Соавтор закона о досудебной блокировке сайтов: с декабря 2013 года за «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности» интернет-провайдеры обязаны блокировать сайты по требованию Роскомнадзора, без решения суда. В июне 2016 года Луговой внес поправки в законы «О СМИ» и «О рекламе», которые приведут к крупнейшему переделу рынка телеизмерений в России: сейчас аудиторию ТВ меряет международная TNS, но по новому закону заниматься этим смогут только российские компании.
Мастера цензуры
Сергей Железняк, известный борец против излишней свободы слова, идет на выборы как одномандатник по Перовскому округу Москвы. Выпускник Нахимовского училища и бывший генеральный директор международной рекламной компании News Outdoor, Железняк прославился законами о разнообразных запретах в СМИ и интернете. Он стал одним из соавторов закона об «оскорблении чувств верующих»: с 2013 года за публичное высказывание, которое сочтут «оскорблением религиозных чувств», можно получить штраф до 300 тысяч рублей, до года принудительных работ или лишения свободы. Если же «оскорбление чувств» случилось в храме или ином богослужебном помещении, штраф может быть и до 500 тысяч. Инициатива появилась вскоре после процесса Pussy Riot: если бы в распоряжении обвинения была статья 148 УК в новой редакции, можно было бы просто сослаться на нее, а не путаться в религиозных терминах и вспоминать тексты средневековых церковных соборов. В 2012 году Железняк был соавтором закона, запрещавшего в СМИ нецензурную брань. По его инициативе изображение нацистской символики в любом контексте стало административным правонарушением, и теперь даже за фотографию военных лет, на которой есть свастика, можно нарваться на штраф: в октябре 2015 года Краснодарский суд уже приговорил к штрафу активистку Юлию Усач, которая опубликовала «ВКонтакте» исторические фото. Авторству Железняка принадлежит закон, что все персональные данные россиян должны храниться только на серверах в России — с 1 сентября 2015 года закон вступил в силу. Вместе с Еленой Мизулиной, Ольгой Баталиной и другими депутатами он внес закон о защите детей от вредной информации, который, в частности, ввел возрастную маркировку информационной продукции и запрет на пропаганду самоубийств.
Анна Байдакова