Родственники убитых при нападении на Нальчик через суд требуют раскрыть места их захоронения

7 июня 2016
Общество

Иск к правительству Кабардино-Балкарии, в котором родственники убитых во время спецоперации 13 октября 2005 года в Нальчике, требуют раскрыть места их захоронения, подан в горсуд Нальчика от лица 15 человек, пишет сегодня «Коммерсант».

Как сообщал «Кавказский узел», выдачи тел убитых во время нападения на Нальчик родственники добивались и ранее. В июне 2007 года они обратились в Конституционный суд РФ, который отказал в выдаче тел их сыновей для захоронения. Тела боевиков в июне 2006 года были кремированы, сообщила в июле 2007 года Генпрокуратура России. Отказы родственникам погибших выносились на основании законов «О борьбе с терроризмом» и «О погребении и похоронном деле». 16 января 2014 года ЕСПЧ частично удовлетворил требования заявителей по двум делам об отказе властей РФ в выдаче родственникам тел убитых в Кабардино-Балкарии во время и после нападения на Нальчик.

Нападение на Нальчик было совершено 13 октября 2005 года, в результате погибли 35 силовиков, 14 мирных жителей и 92 человека из числа нападавших. Процесс по делу шел в Верховном суде Кабардино-Балкарии с 2008 года. 23 декабря 2014 года суд Кабардино-Балкарии приговорил пятерых подсудимых к пожизненным срокам, трое были освобождены с учетом отбытого срока, остальные получили от девяти до 23 лет колонии. Апелляционные жалобы на приговор подали 49 из 56 осужденных. Большинство из них утверждают, что были втянуты в события обманным путем. 28 января 2016 года Верховный суд России отказался отменить пожизненные приговоры пятерым осужденным, сократив сроки наказания остальным фигурантам дела.
О подаче иска в суд Нальчика рассказал юрист правозащитной организации «Правовая инициатива» Рустам Мацев, представляющий интересы истцов.

Юрист сообщил, что в числе убитых в Нальчике боевиков были четыре человека, которых так и не опознали, а сама процедура опознания до сих пор вызывает вопросы. Так, по словам Мацева, одного из убитых первоначально идентифицировали как Мурата Карданова и кремировали. Но спустя несколько лет выяснилось, что Карданов жив — его задержали, и в 2010 году он скончался от туберкулеза в СИЗО, пишет «Коммерсант» в опубликованной сегодня на сайте издания статье «Могилы ищут через суд».

Как пояснил Рустам Мацев, решение ЕСПЧ от 2014 года позволило родственникам убитых, подозреваемых в терроризме, снова потребовать от российских властей информацию.

В январе этого года они обратились к главе Кабардино-Балкарии Юрию Кокову с просьбой сообщить «о месте и способе захоронения» их родственников. В аппарате Кокова им сообщили, что обращение передано в прокуратуру. Это решение истцы и считают незаконным.

Они ссылаются на положение N164 «О погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта» от 20 марта 2003 года, согласно которому, похороны убитых боевиков относятся к компетенции ритуальных служб и органов местного самоуправления. Это же положение предполагает, что следственные органы сообщают родственникам погибших, в каком загсе те могут забрать свидетельство о смерти, а родственники имеют право узнать о результатах вскрытия, а также о способах утилизации тела, указывает Мацев.

«Из приведенных норм со всей очевидностью следует, что администрация КБР располагает информацией о месте и способе захоронения тел родственников заявителей», — говорится в поданном в горсуд Нальчика иске.

«Указание места захоронения уже не может повлиять на общественную безопасность, поэтому власти республики были вправе предоставить всю нужную информацию», — комментирует Рустам Мацев.

В правительстве Кабардино-Балкарии 6 июня говорить на эту тему отказались, дата первого заседания суда по иску может быть назначена уже в течение этой недели, отмечает газета.

Как писал «Кавказский узел», в июле 2013 года члены Совета по правам человека при президенте РФ выступали с инициативой изменить законодательство, отменив запрет на выдачу тел боевиков их родным для захоронения. Невыдача родственникам тел людей, многие из которых даже не осуждены никакими судами, а просто названы боевиками, — это абсурд, который надо преодолевать, заявил тогда член СПЧ, журналист Максим Шевченко.

Общество

Адвокат Елена Финогенова стала участником дискуссии «Право на аборт»

Основатель и партнёр группы «Победа», адвокат Елена Финогенова 25 марта стала участником программы в студии…

Общество

Михаил Гуцериев победил в одной из номинаций премии «Поэт года»

На проходившей 21 марта 2024 года в Большом зале Центрального Дома литераторов торжественной церемонии награждения…

Общество

БФ «Семья вместе» отчитался об итогах деятельности за 2023 год

Благотворительный фонд «Семья вместе» подвел итоги деятельности за 2023 год. Одним из наиболее заметных событий…