Управление делами президента РФ получило из резервного фонда правительства более 6,4 миллиарда рублей на борьбу с пандемией коронавируса, подсчитала Русская служба BBC. Из них около 2,6 миллиарда оно потратило на кремлевские санатории и пансионаты, в которых проходили карантин те, кто хотел встретиться с Владимиром Путиным.
Услуги обсервации управделами президента заказывало в 12 гостиницах и санаториях в Москве, Подмосковье, Сочи и Ялте, принадлежащих самому ведомству. Санатории «Ватутинки» и «Десна» в Москве, а также «Дагомыс» и «Русь» в Сочи получили самое крупное государственное финансирование — субсидии и госконтракты на обсервацию на сумму более двух миллиардов рублей. Эти учреждения с марта прошлого года перевели на «спецобслуживание», заказать номера в них сейчас нельзя.
Самым крупным заказчиком номеров был специальный летный отряд «Россия», непосредственно обслуживающий высших лиц государства. По данным источника BBC, на крупных мероприятиях с участием президента только члены экипажей насчитывали по несколько десятков человек, которым перед этим нужно было пройти карантин.
Всего за 2020 год специальный летный отряд «Россия», транспортный комбинат «Россия» и Центральная клиническая («кремлевская») больница, обслуживающие чиновников, а также само управделами заключили больше 25 долгосрочных госконтрактов по резервированию номеров в кремлевских гостиницах. Общий объем контрактов составил около 900 миллионов рублей.
Двухнедельный карантин проходили и 80 ветеранов, приглашенных на парад в честь 75-летия Победы. Они просидели две недели в подмосковном оздоровительном комплексе «Клязьма» — за это управделами президента заплатило 19,5 миллиона рублей. Еще около двух миллионов рублей ведомство заплатило за номера в своем же конгресс-парке «Волынское» для семи ветеранов, которым Путин 12 июня, в День России, вручил медали Героев труда.
Помимо ветеранов, карантин в московских гостиницах проходили и другие участники мероприятий с Путиным. Например, в «Президент-Отеле» на Большой Якиманке изолировали участников празднования Дня народного единства в октябре-ноябре 2020 года.
Затем на обсервацию с формулировкой «в целях санитарно-эпидемиологического благополучия объектов государственной охраны» поместили постояльцев с 28 ноября по 17 декабря. Именно 17 декабря Владимир Путин провел пресс-конференцию, на которой одни журналисты присутствовали очно в Ново-Огарево, а другие — в Москве в режиме видео-конференц-связи.
После завершения конференции одинаковые подробности о карантине для журналистов президентского пула опубликовали государственные агентства ТАСС и РИА «Новости». Они сообщили, что «в одном из отелей» Москвы для этого был отведен целый этаж. Журналистов размещали по одиночке, им запрещали гулять по коридору (за исключением момента уборки — причем только в маске и после разрешения сотрудника ФСО), напрямую общаться и передавать друг другу вещи. Алкоголь и сигареты тоже были под запретом. Посылки «из-за периметра карантинной зоны» передавались по согласованию и через сотрудников ФСО после обеззараживания.
Все, кто контактировал с журналистами, были облачены в защитные костюмы, территорию обсервации обрабатывали кварцеванием.
31 марта прошлого года Госдума приняла закон, позволяющий правительству тратить по своему усмотрению средства на борьбу с пандемией без внесения поправок в федеральный бюджет. После этого правительство выделило Управлению делами президента больше шести миллиардов рублей на борьбу с пандемией и поддержку медицинских учреждений, включая санатории.
Впрочем, и этих денег на все случаи «изоляции контактных лиц» не хватило. Например, в Нижегородской области перед визитом Путина в Саров чиновники сами оплачивали себе карантин. Из регионального бюджета на эти цели потратили около 1 млн рублей.
20 сотрудников администрации региона были изолированы в местном пансионате ветеранов войны и труда. Пребывание там оценили недорого — 15 суток с трехразовым питанием обошлись местному бюджету в 150 тысяч рублей.
Самой оригинальной закупкой стало приобретение трех деревянных кроватей «под орех». Вместе с ними были куплены матрасы, одеяла, шесть комплектов постельного белья, один утюг и четыре сейфа. Все это доставили в нижегородский Кремль — резиденцию областного правительства, где самоизолировался перед встречей с президентом губернатор Глеб Никитин и двое его подчиненных.
Ранее сообщалось, что особые меры безопасности также были введены в резиденции президента в Ново-Огарево, которую в период пандемии стали называть «бункером». Там, а также в Кремле, установили дезинфекционные тоннели для защиты от коронавируса, по которым прогоняли посетителей для их «очистки». Всё это позволяло главе государства не только отказываться от личного использования новейших российских вакцин, которые он активно продвигает в России и за рубежом, но и не пользоваться средствами защиты, а также свободно жать руки собеседникам на камеру.