31 марта 2021 года Совет Федерации одобрил закон о внесении изменений в федеральный закон «О некоммерческих организациях». Соответствующий законопроект был внесен в парламент в ноябре 2020 года и принят в первом чтении 15 декабря, во втором – 23 марта, в третьем – 24 марта.
Закон предусматривает, что НКО, включенные в реестр «выполняющих функции иностранного агента» должны предоставлять в Минюст «заявленные для осуществления» программы до их начала, а «осуществляемые программы», документы о проведении мероприятий, отчеты об осуществлении программ и проведении мероприятий или информацию о том, что мероприятия не проводились, – ежегодно. Такое же требование вводится для подразделений иностранных НКО, но для них срок предоставления такой отчетности будет теперь определять правительство, а аудиторского заключения – сам Минюст.
При этом на НКО-«иноагенты» будет распространено положение о полномочиях Минюста по запрету программы НКО или ее части; в случае реализации запрещенной к использованию программы НКО подлежит ликвидации. В настоящее время подобный порядок действует только для иностранных НКО.
Перечень оснований для проведения внеплановой проверки НКО будет дополнен случаем, когда официальные органы получают сведения об участии этой НКО в мероприятиях «нежелательных организаций».
Кроме того, в перечень иностранных источников финансирования НКО-«иноагентов» вносятся российские юрлица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства.
Мы полагаем, что ужесточение законодательства об «иностранных агентах» свидетельствует о прогрессирующем наступлении на свободу слова и свободу ассоциаций в России.