Российские сенаторы 25 декабря одобрили закон, позволяющий признавать «иностранными агентами» обычных граждан и организации без юрлица, которые занимаются в России политикой и получают зарубежную помощь. Помощь при этом имеется в виду не только финансовая, а занятие политикой трактуется очень широко. Подаваться в «иноагенты» нужно самостоятельно — в противном случае, согласно еще одному закону, человеку может грозить не только штраф, но и тюремное заключение сроком до пяти лет. Теперь законы должен подписать Владимир Путин, и мы не сомневаемся, что он это сделает. «Медуза» объясняет, почему новое законодательство об «иноагентах» угрожает почти каждому.
Факт № 1. Теперь «иноагентом» могут признать почти любого россиянина: наблюдателя на выборах, участника митинга, автора постов в соцсетях
Люди — «иностранные агенты» появились в российских законах в конце 2019 года. Тогда было решено, что СМИ-«иноагентом» могут признать не только, собственно, СМИ, но и человека, если он (или она) пишет что-то в интернете и получает — не только за это, а за что угодно — деньги из-за границы. А просто «иноагентом» — того или ту, кто распространяет информацию от СМИ-«иноагентов». Таких людей Минюст может включить в число «иностранных агентов».
Теперь оснований для попадания в число «иноагентов» станет больше (при этом старые не отменены). Ими будут считаться еще и те, кто на территории страны занимается «политической деятельностью» в интересах «иностранного источника».
Определение «политической деятельности» в законе чрезвычайно широкое. Это, в частности, наблюдение на выборах, записи в соцсетях о российской политике, участие в митингах.
Правда, чтобы стать «иноагентом», на все это нужно получать «поддержку из-за границы». Но это необязательно деньги: по новому закону подойдет и «иная организационно-методическая помощь». Более того, «помогать» могут не только «иностранные источники», но и их посредники — российские граждане и организации, «действующие в интересах иностранного источника». Например, если человек работает наблюдателем на выборах, а подготовительную литературу получил у организации, признанной «иноагентом», — это прямо путь в «иноагентский» реестр. Аналогичная история — участие в акции, организованной «иноагентом».
Очевидно, что таким путем один «иностранный агент» может цеплять за собой другого.
Еще одно основание для включения в перечень, помимо «политической деятельности», — это сбор информации о военной и военно-технической деятельности России, которую иностранный источник может использовать «против безопасности РФ» (если только человека не обвинят за это в госизмене или шпионаже).
Самое главное, что человек, который может быть признан «иноагентом» на этих основаниях, должен сам заявить в Минюст о том, что он или она — «агент». После этого как минимум раз в полгода такой человек должен отчитываться о своей «иноагентской» деятельности, в том числе о расходовании зарубежных денег. Кроме того, «иноагенты» должны во всех распространяемых ими материалах указывать, что им присвоен этот статус.
Факт № 2. Если не податься в «иноагенты» самостоятельно, это может грозить штрафом и даже тюрьмой
Если потенциальный «иноагент» не заявит о своем статусе сам, его смогут (в случае принятия поправок к Кодексу об административных правонарушениях) оштрафовать на сумму от 30 до 50 тысяч рублей. Но если он не сообщит об «иноагентстве» и после штрафа (и будут приняты поправки уже к Уголовному кодексу), то рискует лишиться свободы на срок до пяти лет. Причем в случае, если человек занимается сбором военной информации и не сообщает о своем возможном «иноагентстве», уголовная ответственность наступает сразу.
Иными словами, получается, что проще податься в «иноагенты» самому, чем рисковать деньгами и, возможно, свободой.
Аналогичное правило действует для подачи отчетов о деятельности «иноагента». За отсутствие указаний на собственный статус «иноагента» наказания чуть мягче — только штраф на сумму от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.
Кроме того, «иноагентов» запретят назначать на должности в местном самоуправлении и госорганах.
Факт № 3. Исключения есть, но их мало
Не нужно будет заявляться в «иноагенты» только зарубежным дипломатам и иностранным журналистам (при этом Минюст имеет право расширить перечень исключений). Однако новый закон разрешает включить в перечень «иноагентов» и этих журналистов, если, по мнению Минюста, они делают что-то «несовместимое с профессиональной деятельностью журналиста».
Факт № 4. Выйти из «иноагентов» будет сложно
Если человек захочет избавиться от статуса «иноагента», ему придется подать соответствующее заявление в Минюст. Перед этим нужно прекратить заниматься «политической деятельностью», сбором военной информации и получать «иностранную поддержку». Минюст должен рассмотреть заявление в течение 60 дней, после чего либо исключить человека из соответствующего реестра, либо дать «мотивированный отказ». Если вы не согласны с позицией Минюста, придется идти в суд.
Относительно утешительная новость (единственная)
В законе вводятся штрафы за неупоминание о том, что у «иноагента» есть этот статус. В первоначальном варианте законопроекта этот пункт звучал так, что оштрафовать теоретически могли бы любого, кто, скажем, поздравит «иноагента» с Новым годом без соответствующей маркировки.
В окончательном варианте закона уточняется: эта норма распространяется только на СМИ. Готовьтесь к тому, что помимо назойливого примечания о том, что та или иная организация признана «экстремистской», скоро журналисты вам будут постоянно напоминать и об «иностранных агентах».
Первоначальная и итоговая формулировки
Кроме того, НКО, объявленным «иноагентами», разрешили выдвигать своих кандидатов в общественные советы при федеральных органах власти — изначально такого права их хотели лишить.
Что в итоге. В России теперь будет три группы людей, которых могут признать «иноагентами». Тех, кто пишут в интернете и получают какие угодно деньги из-за рубежа, могут в любой момент приравнять к СМИ-«иноагентам». Те, кто распространяют информацию от СМИ-«иноагентов», могут сами попасть в перечень «иноагентов». И наконец, те, кто занят сбором военной информации или «политической деятельностью» (под которой понимается что угодно) — и получает любую, не только финансовую «поддержку» этой деятельности из-за рубежа. Это тоже просто «иноагенты». Но людей из первых двух категорий Минюст должен отслеживать сам, а последние должны самостоятельно заявить о собственном «иноагентстве» — под угрозой штрафа и даже уголовного наказания. Всем категориям грозят наказания за непредоставление отчетов о своей деятельности в Минюст.