Онлайн-площадка «За гражданское общество в России» открылась 23 декабря. Для ее создания объединились такие некоммерческие организации, как Правозащитный центр «Мемориал», Международный Мемориал, Правозащитный совет Санкт-Петербурга, общественное объединение «Гражданский контроль», Фонд «Общественный вердикт», Комитет «Гражданское содействие», Сахаровский центр и Московская Хельсинкская группа.
В описании площадки указывается, что депутаты Государственной думы Российской Федерации хотят «подавить громогласных», «наставить ярлыки «иностранный агент» на всех, кого можно — особенно на тех, кто собирается участвовать в выборах от оппозиции — и запретить «иноагентам» участвовать в выборах (как это уже запрещено зарегистрированным НКО, «выполняющим функции иностранного агента»); ввести государственное ручное управления для старых и новых «иностранных агентов», а также для тех, кто занимается любым видом просвещения; создать такие условия, при которых проведение публичных акций становится невозможным»,
Создатели площадки рассказали о законопроектах, которые находятся на рассмотрении депутатов Госдумы. Первый из упомянутых законопроектов «обязывает некоммерческие организации, включенные в «реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента», предварительно представлять в министерство юстиции информацию о планируемых программах деятельности, а затем отчитываться об их исполнении. При этом Минюст сможет запрещать реализацию программ в части или полностью».
В ноябре в Госдуму России был внесен пакет законопроектов с поправками в законодательство, которое регулирует деятельность некоммерческих организаций и общественных объединений, организацию и проведение публичных мероприятий, работу СМИ, деятельность в области образования, а также вводит регулирующие меры воздействия на причастных к нарушениям прав и свобод российских граждан, сообщил 3 декабря Правозащитный центр «Мемориал» на своем сайте.
«Мы не успеваем за бешеной скоростью Госдумы, поэтому пока мы срочно готовили нашу кампанию — несколько законопроектов уже были приняты ГД. Но на рассмотрении по-прежнему находится первый законопроект из этого списка», — говорится в описании площадки.
Прочие упомянутые законопроекты, которые были приняты Госдумой, пока готовилась кампания — о поправках в Федеральный закон «Об образовании в РФ», которые вводят контроль и регламентацию со стороны правительства любой просветительской деятельности, о поправках, которые вносят Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс нормы, устанавливающие ответственность за нарушение всех новых положений законодательства об «иностранных агентах».
«Никто не может запретить гражданам России высказать свое мнение о работе Госдумы и принимаемых законах — поэтому вы можете в любом случае направить обращение и рассказать, почему вы против таких изменений в законодательство. Эти законопроекты могут вызвать чувство беспомощности. Мы можем опустить голову ещё ниже и начать говорить ещё тише. Но нам надоела беспомощность. У нас есть ваша поддержка, а у вас есть голос. И этот голос — сила. Вы в это можете не верить, но это знают депутаты. Они боятся именно вашего голоса «против» на выборах будущей осенью, и поэтому с молниеносной скоростью рассматривают законопроекты. Мы тоже это знаем, и поэтому просим вас помочь в борьбе против законодательных инициатив», — отметили организаторы площадки.
Они предлагают четыре варианта действий: написать электронное письмо депутату из своего региона и рассказать, почему поддерживать законопроекты — плохая идея; записать видеоролик на эту же тему и опубликовать его в своих аккаунтах соцсетях; написать письмо в правительство; распространить в социальных сетях ссылку на сайт с хэштегами #saverussiancivilsociety и #cпасемгражданскоеобщество.
«Выбирайте любой и действуйте. Главное, помните: ваш голос — ваша сила», — добавили организаторы сайта.
По словам юриста Правозащитного центра «Мемориал» Марины Агальцовой, онлайн-площадка была создана специально для борьбы с новыми поправками в законодательство РФ.
«Ее цель — объединить людей и попросить их помочь нам, так как мы обычно сам помогаем людям», — сказала она корреспонденту «Кавказского узла».
Агальцова подчеркнула, что наибольшее беспокойство у нее вызывает пункт одного из законопроектов, дающий министерству юстиции право полностью или частично запрещать реализацию программ НКО-«иностранных агентов». «Если НКО-«иноагент» откажется повиноваться, то Минюст сможет обратиться в суд с иском о её ликвидации. Это значит, что нам, к примеру, могут запретить подавать жалобы в ЕСПЧ или проводить программы по дерадикализации. Проблема в том, что, учитывая состояние российского госаппарата, если мы не будем помогать людям, то им никто не будет помогать», — заявила она.
Первой ласточкой кампании, по словам Агальцовой, стали письма протеста, подписанные жителями аула Ирганай и поселка Временный, чьи интересы она представляет в исках к государству.
Строительство Ирганайской ГЭС (филиал ОАО «Русгидро») началось в 80-х годах, а закончилось в 2008 году, и после ее введения в строй под водой оказались сады местных жителей с урожаем, дома, сельхозугодья. Жители сел, попавших в зону затопления, неоднократно проводили акции с требованием выплаты компенсаций. При наполнении водохранилища Ирганайской ГЭС дома и плодовые сады были изъяты почти у 10 тысяч жителей сел Унцукульского района и селения Кудутль Гергебильского района. Заполнение водохранилища завершилось в 2008 году, однако большая часть населения, чьи земли ушли под воду, до сих пор остается без компенсационных выплат. В ноябре был подан иск о бездействии министерства экономического развития Российской Федерации, правительства и министерства энергетики Дагестана, его подписали 567 человек, однако суд в Москве отклонил этот иск.
18 сентября 2014 года жители поселка Временный, который территориально относится к селу Гимры Унцукульского района Дагестана, заявили о блокировании поселка силовиками, подворовых обходах, а позднее – о нехватке продуктов и разрушении силовиками хозпостроек. 8 октября 2014 года блокированный поселок покинули почти все жители. В декабре 2014 года спецкомиссия признала 52 дома в поселке непригодными для проживания. Более 600 жителей поселка получили компенсации за утрату имущества во время спецоперации, но, по их словам, выплаты в 50-100 тысяч рублей не покрывают ущерб.
«Я обратилась к моим доверителям с просьбой написать обращение к их депутату Госдумы с объяснением, что для них значит «Мемориал». В итоге ко мне пришло два письма. В одном было 1523 подписи, в другом — 150. 17 декабря я сдала письма в Госдуму, где из-за коронавируса процедура приема была предельно упрощена — просто опустила их в ящик», — рассказала Марина Агальцова.