14 декабря 2020 года в Мосгорсуде прошло рассмотрение апелляционной жалобы Сергея Прудовского на решение Хорошевского районного суда Москвы, в котором исследователь оспаривал отказ ФСБ в доступе к делам нереабилитированных. Решение суда первой инстанции оставлено в силе, несмотря на позицию Верховного суда, считающего подобный отказ незаконным.
Сергей Прудовский более 10 лет занимается изучением национальных операций НКВД 1937–1938 гг., в результате которых репрессиям подверглись более 365 тысяч человек.
В данный момент Прудовский исследует документы по харбинской операции, третьей по численности после немецкой и польской. Ее жертвами стали более 46 тысяч человек, из которых почти 31 тысяча человек были приговорены к расстрелу. Решения о расстрелах принимали Комиссия НКВД и Прокурора СССР во внесудебном порядке. Приговаривали без детального исследования материалов дела по каждому обвиняемому, составлялись лишь краткие пересказы следственных и агентурных материалов, что и рассматривалось «тройкой» во время утверждения приговора. Такой порядок рассмотрения дел называется «альбомным».
4 декабря 2019 года Сергей Прудовский обратился в Центральный архив ФСБ России с заявлением об ознакомлении с архивными уголовными делами бывших сотрудников НКВД, которые участвовали в работе Комиссии НКВД и Прокурора СССР, или готовили документы Комиссии, или участвовали в рассмотрении альбомных справок в ходе реализации национальных операций. Они были осуждены, в дальнейшем в реабилитации им было отказано.
27 января 2020 года ЦА ФСБ отказался предоставить Прудовскому запрошенные документы. Архив ссылался на «Тройственное положение» (пункт 5 Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшимся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утвержденного приказом Минкультуры России, МВД России, ФСБ России от 25 июля 2006 г. № 375/584/352) и на то, что в определениях Верховного суда РФ ничего не говорится о том, каким образом регулируется доступ к делам нереабилитированных граждан.
В феврале 2020 года Сергей Прудовский подал иск, чтобы оспорить отказ ЦА ФСБ в доступе к необходимым материалам уголовных дел. 20 июля 2020 года Хорошевский районный суд рассмотрел его и в удовлетворении исковых требований отказал, заняв позицию ФСБ и сославшись на все то же «Тройственное положение».
Однако юристы Международного Мемориала считают, что данное положение не регулирует доступ к документам нереабилитированных. 5 июля 2019 года Верховный суд РФ подтвердил позицию, изложенную им в определении от 29.08.2016, которая заключается в том, что на доступ к архивным уголовным делам нереабилитированных «Тройственное положение» не распространяется. Тогда Верховный суд рассматривал дело актера Георгия Шахета. Он пытался получить доступ к материалам дела своего нереабилитированного деда Павла Заботина. Как и архив ФСБ – Прудовскому, архив МВД отказывал Шахету, ссылаясь на «Тройственное положение», и настаивал на том, что право знакомиться с материалами прекращенных административных и уголовных дел имеют только реабилитированные или в случае смерти – их родственники. Однако Верховный суд признал отказ незаконным и обязал информационный центр МВД ознакомить Георгия Шахета с материалами дела его деда.
Хорошевский районный суд применил «Тройственное положение» в деле Сергея Прудовского, несмотря на позицию Верховного суда. В связи с этим историк подал апелляционную жалобу, в которой попросил полностью отменить решение Хорошевского районного суда и признать отказ ЦА ФСБ в доступе к архивным материалам незаконным.
14 декабря 2020 года Московский городской суд оставил жалобу Сергея Прудовского без удовлетворения. О причинах можно будет говорить спустя две недели, когда будет получена мотивировочная часть решения, отмечает юрист Международного Мемориала Марина Агальцова, представляющая интересы Сергея Прудовского в суде.