ОВД-Инфо призывает общественные организации, политиков, экспертов, лидеров мнений и всех россиян, которые хотят сохранить в нашей стране свободу собраний, подписать открытое письмо с требованием не допустить изменения закона о митингах.
9 декабря в первом чтении Госдума приняла пакет законопроектов, ужесточающих закон о митингах. Если поправки пройдут все этапы утверждения и его подпишет президент, то это станет сильнейшим ударом по свободе собраний в России. Аналитики и юристы ОВД-Инфо и Московской Хельсинкской группы проанализировали поправки и объясняют, к чему они могут привести.
Юридический обзор и детальный анализ каждой поправки можно скачать в формате PDF.
Юридический обзор (.pdf) Детальный анализ (.pdf)
Процедуру согласования массовых акций усложнят
Она станет менее сбалансированной и еще более похожей на получение разрешения от властей, что противоречит уведомительному порядку. В случае, если изменились цели митинга или количество участников, организаторы должны будут подать дополнительное уведомление. Также их обяжут указывать сведения об организации «санитарного обслуживания публичного мероприятия».
Если место акции, выбранное организатором, не подходит по какой-то причине, то он должен согласиться на альтернативную площадку, предложенную властями, либо отказаться от проведения акции. Таким образом, власти фактически смогут менять место акции в ультимативном порядке.
Запретят пикетные очереди
Они будут приравнены к массовым публичным акциям и потребуют согласования. Учитывая, что сама эта процедура будет усложнена, это значит, что люди не смогут быстро отреагировать на действия и инициативы властей.
Пикетная очередь за последние годы стала одной из форм выражения политической позиции в условиях ограничения свободы собраний. Такие сменяемые одиночные пикеты проходили в поддержку журналиста Ивана Голунова, фигурантов дел «Сети» и «Нового величия», основателя проекта «Омбудсмен полиции» и других.
Смогут запрещать любые мероприятия, вероятно, без предъявления доказательств
Любые публичные мероприятия, в том числе согласованные, могут отменить в день проведения из-за возможности возникновения чрезвычайных ситуаций или террористических актов. Организаторам предложат изменить место или время проведения мероприятия.
Есть основания предполагать, что власти будут злоупотреблять этим правом, чтобы не допускать проведения протестных акций. В то же время организаторы не смогут обжаловать решение властей.
Журналистам осложнят работу на акциях протеста и обяжут носить отличительные знаки
Отличительные знаки должны быть установленного государством образца. Автор законопроекта заявлял, что журналисты без опознавательных знаков будут признаны участниками митинга. Параллельно в Госдуме рассматривается законопроект, не относящийся к этому пакету напрямую, но явно связанный по смыслу. В КоАП вводится административная ответственность для журналистов за неправильное использование бейджиков прессы.
Сотрудники полиции получат законную возможность задерживать журналистов и в течение трех часов выяснять, правомерно использовался отличительный знак или нет. Все это помешает СМИ объективно освещать акции протеста.
Финансирование
Предлагается запретить финансирование некоммерческих организаций, внесенных в список иноагентов, от анонимных источников (жертвователей обяжут указывать персональные данные). Под запрет попадут и любые иностранные источники финансирования.
Финансирование митингов должно будет поступать на счет только в российском банке, а после проведения мероприятия организаторы должны будут отчитаться российскому государству о потраченных средствах на акцию протеста. В результате процедура согласования акций станет еще сложнее, а потенциальные доноры могут оказаться в зоне риска — непонятно, как будут храниться их паспортные данные.
Многие акции проходят без какого-либо финансирования, поскольку там нет никаких расходов. Люди собираются и выражают свое мнение. Поэтому актуальность этого предложения вызывает сомнения.
Запретят проводить протестные акции у ФСБ и МВД
В пакете законопроектов речь идет о территории, прилегающей к зданиям экстренных служб по всей России. В их число входят и силовые ведомства, ответственные за репрессии в России. У зданий МВД и ФСБ за последние годы проходили многочисленные акции в поддержку политзаключенных и против дела «Нового величия» и дела «Сети».
В документе указывается, что территориальный запрет вводится для того, чтобы не была парализована работа экстренных служб. У нас есть основания полагать, что таким запретом власти хотят увеличить ответственность за организацию и участие в протестных акциях.
Вывод
Эти законопроекты направлены на непропорциональное ограничение свободы мирных собраний и выражения мнения. Многие их положения вступают в конфликт с действующими федеральными законами, позициями Конституционного суда РФ, а также сложившейся правоприменительной практикой, закрепленной в том числе в постановлениях Верховного Суда РФ.
Они не только не приближают российскую правовую систему к решению проблем со свободой собраний, выявленных ЕСПЧ, но, напротив, усугубляют ситуацию, что неминуемо повлечет за собой большое количество новых жалоб на ограничение свободы мирных собраний, а также решений ЕСПЧ, признающих нарушения Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод.