10 декабря 2020 года Сыктывкарский городской суд удовлетворил иск Международного Мемориала по доказательству биологического родства Татьяны Литвиновой с ее расстрелянным дедом, доступ к архивному делу которого Литвинова пытается получить уже несколько лет.
С 2018 года Татьяна Литвинова пытается получить доступ к документам Федора Шаталова. 19 октября 1942 года решением Военного трибунала он был приговорен к 10 годам лишения свободы по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений). Шаталов обвинялся в том, что, «находясь на передовой линии фронта, будучи враждебно настроенным против советской власти, систематически и открыто среди военнослужащих Красной армии проводил контрреволюционную агитацию пораженческого характера, направленную на подрыв мощи Красной армии и советского государства».
Впоследствии он был реабилитирован.
Мама Татьяны Раиса Литвинова – дочь Федора Шаталова, однако в восемь лет она была удочерена Василием Куринным. У Раисы Литвиновой не осталось документов, которые подтверждали бы ее родство с ее биологическим отцом. Из-за отсутствия таких документов Литвиновы не могут получить доступ к материалам дела своего реабилитированного родственника в Управлении ФСБ Курской области.
В 2018 году Татьяна Литвинова обратилась в ЗАГС и Минюст Республики Коми, чтобы получить документы, подтверждающие родство ее мамы и Федора Шаталова. Однако Минюст отказал в предоставлении документов, ссылаясь на тайну усыновления.
Юристы Международного Мемориала считают, что отказ Минюста противоречит закону, так как Татьяна Литвинова имеет законный интерес в раскрытии тайны удочерения. В постановлении Конституционного суда РФ от 16 июня 2015 г. N 15-П указано, что тайна усыновления не является абсолютной и может быть раскрыта, если имеется информационный интерес. Такой интерес может заключаться в желании знать о происхождении своих предков.
Более того, Раиса Литвинова знает, что она была удочерена, а также помнит своего биологического отца, так как ей было 8 лет на момент удочерения. В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018) указано, что при условии осведомленности усыновленного лица о факте своего усыновления ему не может быть отказано в предоставлении сведений о его происхождении, так как они необходимы в том числе для раскрытия генетической истории семьи.
В связи с этим в Сыктывкарский городской суд был подан иск, в котором юрист Международного Мемориала Алина Богрий просит обязать Минюст предоставить документы, которые касаются рождения и удочерения Раисы Литвиновой, чтобы в дальнейшем было возможно получить доступ к документам ее биологического отца – Федора Шаталова.
10 декабря 2020 года состоялось судебное заседание по данному делу. Суд встал на сторону Литвиновых и удовлетворил иск адвоката Международного Мемориала Алины Богрий.
«Это было третье заседание. Мы изначально просили просто обязать Минюст Республики Коми предоставить сведения о биологическом отце Раисы. В итоге мы уточнили требования, конкретизировали и просили предоставить справку по утвержденной форме, где есть отдельная графа для иных сведений, куда вписать фамилию, имя и отчества биологического отца – Шаталова. Судья поддержала требования, представители Минюста сильно не возражали, но объясняли в суде, что самостоятельно предоставлять такие сведения они не могут, потому что за это предусмотрена уголовная ответственность», – комментирует заседание юрист Алина Богрий.
«Это очень важная победа для нас, – добавляет руководитель юридической службы Международного Мемориала Марина Агальцова. – Когда я искала, каким образом нам поступить в этой ситуации, когда нужно было доказать биологического родство, вариантов было крайне немного, всего лишь одно решение Верховного Суда. У нас есть тайна усыновления-удочерения, поэтому ЗАГС отказывался предоставить подтверждение родства Раисы Литвиновой с ее отцом Шаталовым. Мы сначала подали первый иск об обжаловании отказа ЗАГСа, суд отказался его удовлетворять, прицепился к тому, что я направила адвокатский запрос и приложила ордер, а нужно было доверенность. Из слов судьи мы поняли, что нам нужно направлять иск о предоставлении документов, подтверждающих биологическое родство, и вот мы его подали, он удовлетворен. Победа важна, так как теперь стало ясно, каким образом нужно идти, чтобы получить доказательства о биологическом родстве».