Москва и Минск планируют дополнительно разместить в Белоруссии совместные группировки войск
На фоне продолжающегося внутриполитического кризиса в Белоруссии Москва и Минск пытаются демонстрировать единство своих планов в вопросах дальнейшей интеграции двух стран в оборонной сфере. Это подтверждают итоги состоявшейся под руководством министров обороны России Сергея Шойгу и Белоруссии Виктора Хренина 27 октября в форме видеоконференции совместной коллегии их военных ведомств. Во-первых, стороны договорились о дальнейших шагах по отражению внешней агрессии, что должны продемонстрировать намеченные на 2021 год совместные стратегические учения «Запад-2021». Во-вторых, на все предстоящее время очередного президентского срока Александра Лукашенко (то есть до 2025 года) сторонами разработаны приоритетные темы по применению региональной группировки войск двух союзных государств.
Как сообщило белорусское военное ведомство, после коллегии были подписаны документы об углублении военного сотрудничества между РФ и Белоруссией. В частности, «подписано постановление о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве в рамках Единой региональной системы (ЕРС) ПВО». При этом пока неизвестно, дала ли добро Белоруссия на развертывание в этих целях на ее территории российской авиационной базы, как этого давно добивается Москва. В Минске отметили, что основная цель коллегии была связана с организацией «практической работы по созданию и укреплению необходимого совместного военного потенциала с целью противодействия вызовам и угрозам военного характера, направленным против Союзного государства».
То есть в некотором смысле внутренние проблемы Белоруссии становятся и проблемами РФ, поскольку она является частью Союзного государства. Трудно сказать, появится ли в нем в ближайшие пять лет единая Союзная армия. Но определенная составная часть ее в качестве ЕРС ПВО уже функционирует. Плюс намерения сформировать единую армию по мере нарастания внутренней нестабильности в Белоруссии демонстрирует военно-политическое руководство как в Москве, так в Минске.
Такой тренд продемонстрировал и Александр Лукашенко, когда в прошлом месяце встретился в Сочи с Владимиром Путиным. После этой встречи он рассказал единомышленникам в Минске о том, что был «вынужден в последние дни вместе с президентом России и министром обороны отстроить общую защиту Союзного государства». Встречаясь 16 сентября в Минске с Сергеем Шойгу, Лукашенко заявил: «Если кто-то думает, что Беларусь ослабла, что не выстоим, что Россия отойдет в сторону, это для дураков рассуждения. Мы в состоянии удержать ситуацию не только в Беларуси, но и по периметру наших границ. Вы можете не сомневаться в нашей надежности в плане обороны нашего общего отечества – от Бреста до Владивостока».
Такие общие позиции Москва и Минск обозначили во вторник, когда главы оборонных ведомств двух стран утвердили замысел совместного стратегического учения «Запад-2021». «Еще на маневрах «Запад-2017», по утверждению Сергея Шойгу, были выработаны подходы по отражению возможной агрессии против РФ и Белоруссии в тот момент, когда страны НАТО перебрасывали свои военные контингенты в страны Балтии и Польшу. Сейчас эти контингенты на основе ротации действуют там постоянно, качественно усиливая боевые возможности», – рассказал «НГ» военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.
Об угрозах, идущих от НАТО, говорили и участники российско-белорусской коллегии. «НАТО продолжает наращивать передовое присутствие», – заявил Сергей Шойгу. В свою очередь, министр обороны Белоруссии Виктор Хренин сообщил, что в странах, граничащих с Белоруссией, растет количество учений альянса, увеличивается присутствие Армии США. «За последние годы ротационная группировка НАТО в соседних с Беларусью странах выросла более чем в 17 раз и достигла 10 тыс. военнослужащих», – сказал он.
Растет не только количественный, но и качественный потенциал войск НАТО, которые концентрируются у границ Союзного государства. Неткачев обратил внимание, что в странах Североатлантического альянса учитывают особенности боевых действий, которые развертываются сейчас в зонах конфликтов в мире. И подходы к организации боя тоже, видимо, кардинально меняются, поскольку война в Карабахе, где массово применяются разведывательные и ударные беспилотники (БПЛА), показала уязвимость войск от этих БПЛА. «На совместной российско-белорусской коллегии обсуждались вопросы сотрудничества в области топогеодезического и навигационного обеспечения региональной группировки войск. Это очень важно для ведения современного боя, поскольку БПЛА наводятся на цели, используя электронные топографические карты местности и системы спутниковой навигации. И это все должно внедряться в практику боевых частей и подразделений совместной группировки войск РФ и Белоруссии, что и было подчеркнуто на коллегии», – считает Неткачев.
По его мнению, такие подходы были продемонстрированы на состоявшихся в сентябре-октябре 2020 года серии совместных военных маневров. В том числе и на стратегическом командно-штабном учении «Кавказ-2020», где российско-белорусские системы ЕРГ ПВО действовали на полигоне Ашулук, а также на других маневрах – «Славянское братство – 2020» и «Нерушимое братство – 2020», в которых также приняли участие некоторые страны ОДКБ. На эти учения с территории РФ были мобильно переброшены значительные контингенты войск (подразделения ВДВ, спецназа, миротворцев), которые значительно усилили западные границы Союзного государства. Они, видимо, были предназначены и для демонстрации силы не только внешним, но и внутренним врагам Лукашенко. Неткачев считает, что в этих учениях с помощью РФ усилены системы радиоэлектронной борьбы и ПВО, которые решали задачи по уничтожению или подавлению активности БПЛА вероятного противника.
Между тем пока нет конкретики о том, по какому стратегическому пути пойдет военная интеграция РФ и Белоруссии. После сентябрьской встречи президентов Лукашенко не скрывал, что попросил у Москвы новые виды вооружения для укрепления безопасности Союзного государства. Но тогда российская сторона данный вопрос не комментировала. Судя по официальным данным, не обсуждался он подробно во вторник и на совместном мероприятии оборонных ведомств.
В прошлые годы Лукашенко просил у Москвы поставить в республику оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер» и новейшие зенитные ракетные системы С-400. «ОТРК «Искандер» сейчас вряд ли будут поставлены в Белоруссию, поскольку Путин предложил НАТО мораторий на развертывание ракет средней (1000–5500 км) и меньшей (500–1000 км) дальности в Европе, – сообщил «НГ» военный эксперт подполковник Александр Овчинников. – На Западе были претензии к российской крылатой ракете 9М729 для оперативно-тактического комплекса «Искандер-М», которая якобы имеет характеристики, подпадающие под Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. А другие типы ракет нет резона развертывать в Белоруссии».
По мнению Овчинникова, РФ не ставит вопрос о поставках современных видов вооружений в Белоруссию в обмен на открытие там новых российских военных баз. «Для Москвы и Минска задача состоит в том, чтобы в условиях разрастающейся в стране нестабильности с помощью военного фактора не допустить перерастания гражданского противостояния в вооруженное. Это как бы внутренняя, скрытая задача для обороны Союзного государства. Поэтому Лукашенко, видимо, соглашается, что совместные российско-белорусские группировки войск и правоохранительных подразделений, в том числе и ЕРС ПВО, в его стране должны присутствовать или иметь возможность быстро перебрасываться в Белоруссию из РФ», – считает эксперт.
«Не думаю, что режим Лукашенко будет держаться на штыках совместной региональной российско-белорусской группировки войск. Но однозначно это будет сдерживающим фактором для внешних и внутренних врагов. И не исключено, что одной из основных предпосылок формирования единой Союзной армии, которая будет обеспечивать защиту территории Союзного государства от границ с Польшей на западе до границ с Японией на востоке», – отметил Овчинников.
Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»