Как в телеграм-чатах удалось создать сеть противодействия режиму Александру Лукашенко
В воскресенье, 4 октября, в Минске проходит традиционный марш протеста, в котором снова принимает участие свыше 100 000 человек. Против людей белорусские власти применили водометы, но не только: уполномоченные органы, как их назвал провайдер «А1 Беларусь», потребовали снизить пропускную способность мобильного интернета. Вероятно, потому, что интернет-платформы и телеграм-чаты – один из самых мощных видов оружия белорусского протеста.
Все важное – на одной платформе
Протестное движение в Беларуси* сформировалось ещё до президентских выборов – правда, тогда его протестным сложно было назвать. До 9 августа целью общественных объединений был исключительно контроль за проведением выборов. В самом начале предвыборной гонки в интернете появилось множество независимых инициатив. Главной из них стала онлайн-платформа «Честные люди», объединившая различные идеи, связанные с контролем и наблюдением за выборами.
Белорусские айтишники смогли организовать на ней сайты и чаты с пошаговыми инструкциями, правилами, картой участков по всей стране и за рубежом, именами членов комиссий и т. д. Платформа предлагала гражданам воплощать и их идеи. Так, в частности, была создана группа волонтеров, координировавших экзитполы за рубежом – без государственной лицензии социологические исследования и экзитполы в Беларуси проводить запрещено, а лицензию такую получить негосударственной структуре почти невозможно. Так была сформирована команда координаторов в Европе и Северной Америке. На протяжении двух недель участники созванивались в зум-конференциях, обсуждали стратегию, правовые нюансы проведения опроса в разных странах, форму опроса и т. д. И это была всего одна из множества инициатив на платформе «Честные выборы».
Сейчас на ней работает, в частности, Центр помощи бастующим, через который можно помочь детям участников забастовок; «Скорая взаимопомощь», которая оказывает пострадавшим от режима юридическую, материальную и даже дипломатическую поддержку, если нужно срочно выехать из страны; есть и проект по отзыву депутатов всех уровней.
К примеру, после первых столкновений с ОМОНом после выборов многие медицинские центры стали предлагать пострадавшим бесплатную помощь: от сеансов психотерапии и массажа до пластической хирургии и стоматологии, и эта помощь подается через каналы платформы «Честные люди». Там же появился и список юристов, готовых бесплатно оказать профессиональную помощь, каналы для поиска пропавших людей, вакансии для людей, вынужденных искать работу, чаты водителей, готовых бесплатно подвести, чаты людей, предоставляющих ночлег, а так же бесплатная йога и косметология для девушек, которые пострадали во время задержаний. Таким образом, вся Беларусь стала площадкой взаимопомощи, а слово «инициатива» — одним из основных понятий белорусского протестного движения.
Домовые чаты
Власти готовились к протестам и отрабатывали разные сценарии на военных полигонах, опираясь на планировку центра Минска. (Минск своим радиально-кольцевым строением похож на Москву.) Белорусский ОМОН комфортно чувствует себя на центральных улицах и площадях. Поэтому с самого первого дня протесты были децентрализованы, и основными местами для выражения народной воли стали большие перекрестки в спальных районах столицы.
Например, район Пушкинской – пересечение второго кольца и улицы Притыцкого – стал точкой столкновения между силовиками и мирными протестующими. А в районе «Рига», названном так в честь близлежащего универсама, появились баррикады.
Чтобы помогать протестующим, нужно было открывать двери подъездов – прятать людей от ОМОНа, а иногда и помогать с ночлегом, подвозить на манифестации воду, еду и предметы первой необходимости. Через короткое время люди поняли, что выходить на протест районами удобнее и безопаснее. Так появились районные и домовые чаты. Энтузиасты создали карту местных сообществ dze.chat, где можно найти телеграм-чат своего дома.
В чатах обсуждаются не только протестные шествия, но и встречи жителей, организация концертов и мероприятий, которые в последние дни стали очень популярны у минчан. Самый знаменитый двор и чат Минска — так называемая «Площадь перемен». Название она получила по песне Виктора Цоя «Перемен». Этот двор находится близ Киевского сквера, где еще 6 августа на муниципальном празднике звукорежиссеры включили «Перемен» для пришедших туда сторонников Светланы Тихановской. Диджеев Влада Соколовскиого и Кирилла Галанова арестовали, а когда отпустили, они эмигрировали в Литву. А на трансформаторной будке в этом дворе появился мурал с их изображением. Вокруг мурала разгорелась ЖКХ-война — сотрудники жилконторы под охраной милиции его ежедневно закрашивают, а жители окрестных домов восстанавливают. По сути, двор превратился в одну из основных арт-площадок Минска. Здесь выступали актеры, уволившиеся из театра им. Янки Купалы, белорусские музыканты, у двора даже появился свой аккаунт в инстаграмме @ploshcha_peramen.
Другие дворы подхватили идею, и сейчас во многих чатах жители договариваются об организации концертов, пикников, голосуют за лекторов, которые бесплатно читают лекции по истории Белоруссии и белорусскому искусству. Соседи обсуждают украшение домов и дворов бело-красно-белой символикой. В первую очередь это касается домов на крупных перекрёстках. В этих же чатах публикуют адреса соседей-силовиков из Черной книги Беларуси – это телеграм-канал по деанонимизации сотрудников правоохранительных органов, причастных к разгонам акций протеста, и соседей – сторонников Лукашенко. Создается психологическое давление, и оно действует. Зафиксированы случаи, когда с женами сотрудников ОМОНа прекращают общение на работе, соседи перестают здороваться.
Чаты созданы и для охраны украшений двора. На бело-красное-белое декорирование детских площадок городские влести реагируют крайне агрессивно, руководство незамедлительно отправляет дворников срезать ленточки и флаги. Жильцы одного из минских дворов, заметив, что ленточки срезают, вызвали наряд милиции, сообщив, что незнакомые люди в их дворе вешают запрещенную символику. Милиция приехала незамедлительно и задержала дворников.
Следите за тихарями!
Белорусская власть усиленно ищет каких-то лидеров протестного движениия, а люди давно уже поняли, что все они – части одного большого организма, и в дни митингов чаты превращаются в телеграм-партизанство. В первую очередь это касается «стратегических» домов в эпицентрах протеста на улице Немига, на «Риге» и у Стелы. Жители домов фотографируют и оповещают о передвижении тихарей (силовиков в гражданском), о расположении их транспорта, сообщают, в каких подъездах открыты двери, чтобы протестующим спрятаться, а жильцы первых этажей в этих чатах делятся паролями от своих Wi-Fi-устройств и точками их расположения. Последнее особенно важно для протестующих из-за перебоев связи – вроде того, что объявлен в воскресенье.
Чат превращается в онлайн-навигатор во время «боевых» действий и работает не хуже, чем радиосвязь у силовиков.
У домовых чатов, таким образом, две функции. Первая – создание соседского комьюинти: оно способствует и решению многих бытовых проблем двора, и объединению неравнодушных минчан, которым время важно чувствовать плечо ближнего. Вторая функция – стратегическая: в случае резкого обострения ситуации чаты помогут создать локальные отряды самообороны. События в Белоруссии разворачиваются стремительно и неожиданно, и соседские коммьюнити может стать частью важного партизанского движения.
Микита Ильинчик, белорусский режиссёр, член белорусской диаспоры в Москве
*Примечание: Написание «Беларусь» оставлено в статье по требованию автора как имеющее, по его мнению, смыслоразличительное значение. По правилам русской орфографии – Белоруссия.