Международное сообщество должно в этом помочь
Беларусь нечасто попадает в заголовки первых полос международных СМИ, но последние полтора месяца она остается в топе новостей. Массовые, преимущественно мирные общественные протесты не утихают в стране с 9 августа, когда было официально заявлено об уверенной победе на выборах действующего президента Александра Лукашенко, который занимает президентское кресло с 1994 года.
Первая реакция властей на протесты свелась к тотальному слепому насилию. Для Беларуси милицейские дубинки и жесткие репрессии не новость, но то, с чем столкнулись граждане начиная с 9 августа, — уже откровенно за гранью. В попытке задушить протест правоохранители только за четыре дня подвергли произвольному задержанию почти семь тысяч человек, не разбирая, кто вышел на демонстрацию, а кто случайно оказался на улице. Сотни задержанных прошли через систематические пытки и другое жестокое и унизительное обращение. Но зашкаливший милицейский произвол отрикошетил по самой власти, только подхлестнув невиданную по продолжительности волну гражданского возмущения.
Несколько недель назад мы с коллегой работали в Беларуси, проинтервьюировав в Минске, Гродно и Гомеле 27 бывших задержанных, среди которых было шесть женщин. Параллельно мы общались со свидетелями и медиками, изучали фотографии травм пострадавших и читали, читали, читали: медицинские справки и выписки, десятки страниц онлайновых свидетельств и письменных заявлений, которые пострадавшие передавали нам лично.
Перед глазами проходили жестокие побои, многочасовые стрессовые позы, электрошок и угрозы убийством и изнасилованием. У некоторых, как они сами говорят, «обошлось лайт-версией» — если считать таковой пинки и тычки в переполненном автозаке, пару ударов дубинкой, ночь на земле лицом вниз или на коленях головой в стену и еще несколько суток в набитой под завязку камере. Другим «повезло» меньше: переломы, выбитые или треснувшие зубы, рассечения, ожоги от электрошока, сотрясение мозга, отбитые почки. Шесть человек только из тех, кого мы интервьюировали, от одного до пяти дней провели на больничной койке. Одного изнасиловали дубинкой в милицейском «бусике».
Это «мужские истории». А еще были истории «женские»… Все женщины, рассказавшие нам про свой опыт задержания, были из Минска. Они говорили об унижениях, толчках, тычках, а иногда и побоях, пусть и не таких жестоких, как в случае с мужчинами. Им отказывались выдавать гигиенические прокладки, сутками держали в тесных душных камерах, куда их набивали по несколько десятков. Они были вынуждены сносить грязные оскорбления и домогательства.
24-летняя веб-дизайнер Диана была задержана 11 августа в центре Минска вместе с четырьмя подругами. В милицейском микроавтобусе ее поставили на колени, стянув руки сзади пластиковой стяжкой так, что кровоточили запястья. Омоновцы грозно ревели: «Закроем вас лет на 10 – 15! Там вас по кругу пустят, выйдете старые, потасканные, никому ваши дырки не нужны будут!»
22-летняя айтишница Аля, которую забрали 9 августа, рассказала, как в РУВД, где она пробыла до утра, ее и других несколько часов продержали стоя, пока мужчин укладывали лицом в пол, а потом заставляли отжиматься под градом ударов. Силовики в камуфляже делали девушкам недвусмысленные предложения: «Телефон спрашивали. Типа, выйдешь – сходим, кофейку попить, я на колесах, и квартира имеется». Ну, мы стали торговаться, а что делать? ‘Если дам номер, в туалет пустите?’»
В ИВС на Окрестина в одну из камер набили несколько десятков женщин: ни пошевелиться, ни вздохнуть. Многие от духоты теряли сознание. У двух начались приступы тошноты. Женщины умоляли охрану развести их по разным камерам, потому что терпеть уже не было никаких сил. В конце концов, дверь открылась – и охранники выплеснули внутрь холодной водой из ведра. Дверь захлопнулась, и женщины остались в мокрой одежде на сыром полу.
Выйдя на свободу, десятки бывших задержанных написали заявления по фактам жестокого и унижающего достоинство обращения. Сочувствующие, друзья и родственники раз за разом выходят на демонстрации, требуя правосудия. Это требование объединило людей самого разного профессионального и социального положения. Некоторые никогда не участвовали ни в гражданском активизме, ни, тем более, в протестных демонстрациях, но теперь власть своей жестокостью фактически выгнала их на улицы.
26 августа Генеральная прокуратура объявила о создании межведомственной комиссии для оценки фактов противоправных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов как во время задержаний, так и в местах содержания задержанных, но ни одного уголовного дела мы до сих пор не увидели. А после трехнедельного перерыва демонстрантов снова стали забирать в массовом порядке. Только за воскресенье, 13 сентября, МВД отчиталось от 774 задержанных.
Очевидно, что Александр Лукашенко рассчитывает на то, что в прессе и в международном сообществе будет накапливаться «усталость» от Беларуси. Именно поэтому нельзя затягивать с запуском механизмов международного мониторинга и ответственности за пытки. Возможности для этого есть. 18 сентября Совет ООН по правам человека проведет внеочередные дебаты по ситуации в Беларуси. Совет должен принять резолюцию с призывом организовать эффективный мониторинг с представлением публичных докладов и с выходом на обеспечение ответственности. Свое независимое расследование необходимо провести ОБСЕ, у которой есть для этого «Московский механизм», предусматривающий не только установление фактов, но и выработку рекомендаций по исправлению ситуации и возмещению ущерба.
Минск должен оставаться в фокусе международного внимания. Возможно, тогда у властей поубавится уверенности в том, что ковровая жестокость последних недель сойдет им с рук и можно продолжать в том же духе.
Татьяна Локшина– замдиректора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии
Опубликовано в:The Moscow Times