Открытая в Крыму трасса «Таврида» будет бесплатной, обещают власти региона. Но фактически за первое полугодие 2020 года дорожные камеры на ней «выписали» более 230 тыс. штрафов. При этом ни копейки от них, похоже, не попало в бюджет республики. Все вырученное осело в карманах людей Ротенберга, который продал камеры глубоко дотационным регионам, Крыму и Севастополю, по цене в пять раз выше их стоимости.
27 августа в Крыму открыли федеральную трассу «Таврида». 250 км четырехполосной дороги (по две полосы в каждую сторону) между Крымским мостом и Севастополем построены по современным стандартам: трасса идет в обход населенных пунктов и не имеет одноуровневых пересечений со второстепенными дорогами. Расчетная скорость движения — до 120 км/ч.
Первым по «Тавриде» проехал президент Владимир Путин, вслед за ним новую дорогу опробовали туристы. Не раз ездили по ней и корреспонденты «Компании». Вопросов много: на трассе нет автозаправочных станций, туалетов и кафе, нет технологических карманов и обочин. Съезды с трассы в сторону небольших населенных пунктов Крыма не достроены, навигация — не очевидна: свернув по навигатору на развязке, вы рискуете попасть в тупик или уехать не туда. Прекрасные крымские виды местами заслоняют от водителей и пассажиров шумовые экраны.
Все неудобства незаконченной трассы компенсируются скоростью: доехать от Тамани до Севастополя теперь можно за 3,5 часа. Но многие преодолевают путь быстрее — в отсутствие камер некоторые водители разгоняются до 160 км/ч и выше.
Камеры исчезли с «Тавриды» совсем недавно, перед открытием, рассказали «Компании» крымские водители. До этого все семь участков федеральной трассы считались неоконченными, и на них, как на стройплощадке, действовало ограничение — до 60 км/ч. Местами, в зонах активных дорожных работ, разрешенная скорость снижалась до 50 и даже до 40 км/ч.
Движение по «Тавриде» на этапе строительства контролировалось мобильными камерами — в среднем, по данным крымской ГИБДД, на трассе выставлялось от 10 до 15 рубежей фото-, видеофиксации в сутки. За шесть месяцев 2020 года по результатам работы этих камер было выписано более 230 тыс. штрафов за превышение скорости.
Однако средства, выплаченные водителями по «письмам счастья», в бюджет республики не поступают.
Хитрые концессии
Обслуживанием мобильных и стационарных камер территории Республики Крым занимается ООО «Безопасные дороги Крыма» (далее — «БДК»). Концессионное соглашение с компанией правительство Крыма заключило в марте 2018 года.
В публичном доступе документа нет, но кое-какие его детали известны. «БДК» обязались оборудовать в Крыму 155 комплексов фотовидеофиксации стоимостью около 2 млн руб. каждый. За это в течение 12 лет концедент (государство) должно выплатить концессионеру (компании «БДК») заранее оговоренную сумму — около 4,5 млрд руб. Сверх этой суммы концессионер получил 15 % от собранных штрафов.
В Севастополе камерами занимается родственная «БДК» компания — ООО «Безопасные дороги Севастополя» (далее — «БДС»). С этой компанией договор был заключен раньше — в октябре 2016 года. По концессионному соглашению на дорогах города было установлено 118 камер, оборудованы платные парковки и весовые на дорогах общей стоимостью около 900 млн руб. За это бюджет города заплатит «БДС» около 6 млрд руб. за 12 лет (без учета системы платных парковок — 4,8 млрд руб.). Сверх постоянного платежа концессионеру в Севастополе причитается 25 % собранных на дорогах города штрафов.
И в Крыму, и в Севастополе суммы ежемесячных платежей, вносимых концедентом на счет концессионеров, непостоянны и зависят от целевых показателей сбора штрафов. Если нарушений на дорогах будет мало, концессионер может получить меньше оговоренной суммы.
Бюджет же всегда в проигрыше: пока концессионеру не будет перечислен обязательный платеж, ни копейки со штрафов в бюджет субъекта не поступит.
Таким образом, оба глубоко дотационных субъекта выплатят концессионерам за 12 лет сумму, примерно в пять раз превышающую объем первоначальных инвестиций.
При чем здесь Ротенберг
По данным «Контур.Фокус», компании «БДК» и «БДС» ранее входили в структуру группы компаний «Вессолинк» бизнесмена Олега Бадеры. Но в 2018 году собственником обеих стало ООО «ИК Югпроект», конечные собственники которого, Наталья и Андрей Минаевы, в разное время были руководителями нескольких фирм, связанных с ООО «Машинтер» Евгения Ройтмана. Эти фирмы — ООО «Восток», «Профинвест», «Каскад», «Стройресурс» — были либо непосредственно учреждены «Машинтером», либо управлялись его партнером Сергеем Михайловым.
У «Машинтера» ранее были доли в двух фирмах — «РГТК» и «РГТК-Центр», — учредителем которых выступает генерал Владимир Зарицкий, давний бизнес-партнер Аркадия Ротенберга. Сам Ротенберг неоднократно отрицал свою связь с Зарицким, активно скупающим через свои компании крымские активы — санатории, предприятия, земли.
На момент заключения концессионных соглашений никакого отношения к Евгению Ройтману «БДК» и «БДС» не имели. Контроль над компаниями перешел ему через месяц после подписания договора с правительством Крыма.
Ни копейки в бюджет
Сколько именно денег получают концессионеры с камер в Крыму и Севастополе, точно неизвестно. Правительства регионов тщательно скрывают этот факт — ни в Крыму, ни в Севастополе на запросы «Компании» не ответили. В ГИБДД Крыма дали сводку по количеству штрафов и самым частым нарушениям, но общей суммы собранных платежей также не озвучили.
Однако о суммах выручки компаний можно судить по косвенным признакам. Согласно бухгалтерскому балансу, выручка «Безопасных дорог Севастополя» в 2017 году составила около 30 млн руб., в 2018-м — 214 млн, в 2019-м — 242 млн. Никакой другой деятельностью, кроме обслуживания камер, по данным источников «Компании» в департаменте транспорта Севастополя, «БДС» не занимаются. Чистая прибыль на конец 2019 года составила 422 тыс. руб.
«Безопасные дороги Крыма» чуть успешнее. В 2018 году они выручили 39 млн руб., в 2019-м — 280 млн. Чистая прибыль по итогу 2019 года — 46 млн руб.
Есть и статистика по штрафам. Так, по данным ГИБДД Крыма, сотрудниками Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) в 2018 году было выписано 236 тыс. штрафов; в 2019-м — 1313 тыс.; за шесть месяцев 2020-го — более 590 тыс. Самые частые нарушения: превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушения правил проезда перекрестка, остановки и стоянки.
Однако столь обильный урожай штрафов не означает, что у регионов хватает средств, чтобы рассчитаться с концессионерами. Бюджеты и вовсе остаются пустыми. В 2018 году на дорогах Севастополя было собрано 273 млн руб. штрафов, но в казну эти деньги не попали, поскольку их «съели» обязательные платежи концента, заявил тогда депутат Госдумы Дмитрий Белик.
В том же году директор «БДС» сообщил СМИ, что камеры не окупаются. Местные водители в Крыму оказались слишком дисциплинированными, а турпоток — не таким мощным, как рассчитывалось. В итоге целевые показатели по сбору штрафов достигнуты не были.
К тому же в Севастополе из-за регионального законодательства так и не заработали платные парковки — знаки и разметка на улицах есть, оплатить стоянку можно, но фиксация номеров машин, припарковавшихся без оплаты, не ведется. Не работают и весовые для большегрузов на трассах, ведущих в город, — их построили, но так и не ввели в эксплуатацию из-за бюрократических проблем.
В 2019 году «Безопасные дороги Севастополя» судились с департаментом транспорта за невыплаченный постоянный платеж концедента. Город не вовремя отдал концессионеру вырученные на штрафах 27 млн руб., за что с него по суду причиталось 510 тыс. руб. компенсации за пользование чужими денежными средствами. Суд концессионер выиграл, но деньги забирать не стал: чиновники и бизнес пошли на мировую.
Обе компании закредитованы. «БДС» заложены в банке «Ростфинанс» петербургского девелопера Аркадия Скорова, который в 2019 году объединил свой девелоперский бизнес с «Московским кредитным банком», подконтрольным миллиардеру Роману Авдееву и связанным с «Роснефтью». «БДК» — в банке «Россия» Юрия Ковальчука.
Дорогая безопасность
В 2018 году руководство ЦАФАП Крыма отчитывалось: после установки восьми камер видеофиксации на трассе Ялта — Севастополь количество аварий снизилось на 90 %.
Но «Тавриде» камеры не слишком помогли. Движение по трассе было открыто еще в декабре 2018 года, когда она была еще не достроена. Из-за высокой аварийности на этапе строительства водители прозвали эту трассу «дорогой смерти». Виной тому — длительная работа только двух из четырех полос, плохая видимость на поворотах в темноте, несоответствие разметки дорожной ситуации и, как это не парадоксально, ограничение скорости до 60 км/ч. Утомленные долгой дорогой водители не выдерживали столь медленного темпа на новом асфальте и начинали обгон по встречной.
В 2019 году на «Тавриде» произошло 156 ДТП, в которых погибло 54 человека, 279 получили ранения. В первом полугодии 2020 года аварийность снизилась: происшествий — 40, погибших — 12, пострадавших — 55.
После открытия всех четырех полос трассы движение по «Тавриде» должно стать еще более безопасным. Тем более что гонки на максимальных скоростях среди желающих установить новый рекорд доезда от Керчи до Севастополя могут прекратиться в одночасье. Пока камер на трассе нет, но дорога полностью не сдана (а произойдет это не ранее конца 2021 года) и находится не в федеральной, а в региональной собственности. А значит, мобильные комплексы концессионера, которые по ГОСТу устанавливаются без предупреждающих табличек, могут вернуться на «Тавриду» в любой момент.
Екатерина Резникова