Три четверти снятых с выборов претендентов пострадали из-за справок
ЦИК РФ сделал шаг навстречу требованиям партий и общественников облегчить работу по подбору наблюдателей в ходе трехдневного голосования. В этом году оно разрешено на всех значимых кампаниях, а потому возник кадровый дефицит контролеров. Этому способствуют и жесткие правовые рамки – предварительная регистрация наблюдателей и ограничение по их количеству от одного субъекта выборов. Эти же жесткие рамки закона, но уже в отношении кандидатов, привели к тому, что почти три четверти из не допущенных к участию просто не смогли принести в избиркомы нужные справки.
Либерализация на нынешних выборах будет заключаться в том, что партиям и кандидатам разрешат создавать кадровый резерв наблюдения. Дополнительными наблюдателями можно будет заполнять внезапно образовавшиеся пустые места на участках, но, конечно, как этого требует новый закон, в пределах регистрации по месту жительства. Секретарь ЦИКа Майя Гришина пояснила: «Партия, кандидат могут при формировании списка наблюдателей на каждый участок предусмотреть не только двух наблюдателей, но и несколько человек в резерв и единым списком подать в ТИК». Напомним, что именно в территориальных комиссиях необходимо проводить предварительную регистрацию участников наблюдения. И как раз это положение закона о предоставлении точных списков за три дня до даты голосования оппозиция считает одним из ухудшений.
Из слов Гришиной так и не стало понятно, что будет с резервом наблюдателей после того, как основной все-таки вернется. Вроде бы просто произойдет обратная замена. Но не уточняется, сможет ли освободившийся заместитель стать подкреплением на каком-то другом участке. Центризбирком, кстати, текущую либерализацию проводит своим постановлением, в законе же по-прежнему нет права на резервирование, хотя то же трехдневное голосование для всех выборов без исключения там уже прописано.
В постановлении ЦИКа четко указывается, что регистрация наблюдателей за три дня будет проводиться из расчета трехдневного голосования. И только на словах Гришина предложила рекомендовать избиркомам не считать этот срок пресекательным – дескать, если список подан позже, то обращать внимание на обстоятельства просрочки. Это хорошее заявление, но нормативного характера оно не имеет, следовательно, комиссии будут действовать по своему усмотрению. А делают они это, иногда даже несмотря на административную ответственность. Например, сообщила председатель ЦИКа Элла Памфилова, закон запрещает членам избиркомов участвовать в сборе подписей за кандидатов, но таковые факты имели место. К сожалению, она не уточнила, что именно так опрокидывают оппозиционных кандидатов: им не засчитывают целиком те подписные листы, которые заполнили такие волонтеры, которые оказались засланными казачками.
И все-таки, по статистике ЦИКа, от плохих подписей пострадала только четверть кандидатов из тех, кто теперь уже не участвует в выборах. А вот 74% причин отказа в регистрации – это непредоставление в избиркомы нужных документов. И опять Памфилова ничего не сказала о том, что это происходит не по причине массовой дебилизации оппозиционных рядов, а из-за различных юридических ловушек, заложенных в законодательстве.
Иван Родин
Заведующий отделом политики «Независимой газеты»