Чтобы качественно защищать человека во время уголовного преследования, адвокаты могут фотографировать материалы уголовного дела. Чтобы эксперт составил качественное экспертное мнение, он просит копии материалов для анализа. А когда историки работают в архивах ФСБ по советским репрессиям, им не дают делать копии. Приходи – читай, делай выписки. Но делать копии дела, даже за платно, нельзя.
Этот архаичный запрет мы обжалуем с Сергеем Прудовским в судах. Вчера было заседание в Хорошевском суде.
ФСБ настаивало:
— право на информацию у исследователя не ограничено. Он может приходить и знакомиться. Да, копии получить не может, но это так, неудобство
— делать копии платно или бесплатно у ФСБ денег нет
— «бесконтрольное копирование» вредит интересам третьих лиц (читай упомянутых в документах НКВД-шников) и дает почву для фейков.
Мы не считаем запрет на копирование только неудобством. Это самое настоящее ограничение прав. Так, Сергей Прудовский готовил книгу о харбинской операции НКВД и запросил в прошлом году в Центральном архиве ФСБ России копии документов. Ему отказали как в самостоятельном копировании, так и в предоставлении их копий. Пришлось переписывать от руки. Но ведь это большой объем, и все переписать просто невозможно.
Если у ФСБ нет денег делать копии бесплатно, то можно делать платно или дать возможность самостоятельно копировать. В американских архивах, кстати, можно спокойно самостоятельно фотографировать.
А бороться с фейками нужно правдой. Люди охотнее верят копиям документов, чем словам исследователей.
Суд встал на сторону ФСБ. Представители ФСБ были рады и даже схватили друг друга за кулачки. А мы не расстроились. Мы знаем: дело выиграем.
Верховный суд в аналогичных делах (решение от 28.03.2016 N АКПИ16-23 и решение 15.11.2018 N АКПИ18-918) уже встал на сторону исследователей. Он сказал, что запрет на копирование ограничивает права пользователей архивов. И как любое ограничение прав, оно должно основываться на законе. Запрета делать копии в законе нет. Поэтому запрет незаконен.
Но эти решения были в отношении государственных и муниципальных архивов, а также в отношении ведомственного архива Министерства обороны. ФСБ они не указ. Служба безопасности продолжает играть по собственным правилам, запрещать копировать и отказывать в изготовлении копий платно. И с этим мы боремся.
Сергей Прудовский и юристы Мемориалы Марина Агальцова и Мария Жижилева.
Источник: личная страница Марины Агальцовой, юриста Правозащитного центра «Мемориал»