На отказы в медицинской помощи граждане жалуются чаще всего
Кризис экономики и системы здравоохранения обострил традиционную проблему нарушения социально-экономических прав российских граждан. У поликлиник и больниц появились новые поводы для отказа в медпомощи россиянам. А частные и государственные работодатели находят причины для снижения реальных зарплат работникам. Между тем отказ в праве на медпомощь и зарплату россияне называли самыми частыми видами нарушений их прав еще до наступления нынешнего кризиса. Тогда лично страдали от нарушения прав около 40% жителей России. Сегодня этот показатель наверняка вырастет.
Федеральный фонд обязательного медстрахования (ОМС) опубликовал разъяснения для граждан, что отсутствие справки об анализе на COVID-19 не может служить основанием для отказа в медицинской помощи и в плановой госпитализации. Такое разъяснение потребовалось в связи с тем, что из-за перегрузки системы здравоохранения администраторы лечебных учреждений стали еще чаще отказывать гражданам в медицинской помощи. Однако и до начала нынешнего кризиса отказ в праве на медпомощь россияне называли самым частым нарушением социально-экономических прав граждан.
Около 40% россиян лично сталкивались с нарушением их социально-экономических и политических прав в течение последних пяти лет, сообщает Левада-Центр (который власти включили в список иноагентов). При этом большинство россиян, которые столкнулись с нарушением своих прав, не чувствуют себя под защитой закона, отмечают социологи. И это дает основание считать, что их права не были должным образом защищены и восстановлены. Среди пострадавших от этого заметно ниже процент тех, кто считает, что в случае нарушения своих прав они смогут найти защиту в суде, что люди в нашей стране равны перед законом. «Одобрение деятельности президента и других институтов среди них на треть ниже, чем среди людей, чьи права не нарушались. Столкновение человека с ситуацией, когда его права нарушаются, и невозможность защитить свои права в итоге приводят к разочарованию людей в политической системе в целом», – отмечают в Левада-Центре.
Большинство тех, кто считает свои права ущемленными, говорили о нарушении прежде всего своих социальных прав: на медицинскую помощь (17%), на социальную защиту и достойный жизненный уровень (13%), на работу, хорошие условия и справедливую оплату труда (13%). О нарушениях в этой области говорят прежде всего малообеспеченные россияне, а также люди старших возрастов. При этом особенно уязвимой выглядит группа людей предпенсионного возраста; особенно остро ощущается ими нарушение права на работу. В этой группе о нарушении прав на работу говорят примерно в два раза чаще, чем в общей группе респондентов, указывают социологи Левада-Центра. Вероятно, в связи с этим Минэкономразвития предлагает расширить возможности для выхода на досрочную пенсию граждан предпенсионного возраста. Эту меру ведомство Максима Решетникова в качестве антикризисного решения предложило включить в правительственный план действий, сообщают источники.
Для защиты своих прав граждане обращаются в различные государственные органы и общественные службы. Опыт подобных обращений, судя по опросам, имеют около трети респондентов. «Чаще всего для этого люди обращаются в полицию и суд (15% и 12% россиян соответственно). Еще 6% имели опыт обращения в прокуратуру, по 4% – в профсоюз и к своему депутату, по 3% – к президенту, мэру и губернатору. Мало кто обращался в правозащитные организации, к уполномоченному по правам человека и в СМИ», – перечисляют эксперты Левада-Центра.
При этом наиболее действенными способами защиты своих прав россияне считают обращение в суд (32%) и помощь родственников (26%). Практически одинаковое количество респондентов (14–16%) считают эффективным обращение к адвокатам и юристам, жалобы в различные правоохранительные органы, обращения к президенту. Чуть менее эффективным (12–13%) считается привлечение к проблеме через СМИ и социальные сети, а также обращение в правозащитные организации и решение проблемы с помощью блата (по 10%). Наименее эффективными для защиты прав считаются митинги, голосование на выборах за политические партии и обращение в профсоюзы, говорят социологи.
Вне зависимости от результативности обращений граждане РФ продолжают жаловаться чиновникам, и таких жалоб становится больше в условиях кризиса. По словам главы Минтруда Антона Котякова контрольные службы Роструда ежедневно получают от 800 до 1200 жалоб граждан на возможные нарушения их трудовых прав или прав на адекватную плату за труд.
Михаил Сергеев
Зав. отделом экономики «Независимой газеты»