Китайские власти отказались от использования карантина для профилактики заболеваемости COVID-19, как избыточного и вредного мероприятия, не имеющего медицинских показаний. Карантин с элементами самообслуживания, цинично названный «добровольной самоизоляцией», введенный в Москве и других городах России, также не оправдан.
Можно, конечно, спорить о законности созданной Президентом, Государственной Думой, Советом Федерации и Правительством РФ конструкции с участием полиции, Росгвардии и приданных им должностных лиц из других ведомств для систематического извлечения штрафов. Но все это искупается тем, что впервые в мире профилактика заболеваемости во время пандемии превращается в рентабельную часть экономики. Коррупционная её составляющая также благотворно скажется на спросе.
Важность культивирования обстановки доверия и сотрудничества в сложное время, упомянутая в первом обращении Путина, недооценивается всеми ветвями его вертикали власти. Они не доверяют населению и надеются только на хорошо освоенные карательные меры. Граждане тоже не доверяют власти. Представляется, что в интересах сотрудничества следует ограничить произвол, иногда переходящий в садизм, сотрудников правоохранительных органов, смягчить избыточные правила самоизоляции и привлечь население к активному участию в борьбе с эпидемией. Некоторые предложения в этой части сформулированы в конце этой публикации.
Признание безусловных заслуг мэра Москвы Сергея Собянина и других губернаторов не исключает конструктивной критики принятых решений. Так как регионам доверено самим устанавливать режим повышенной готовности и самоизоляции на своих территориях, они имеют право внести изменения в установленные ими правила. В частности:
- Правительство НСО в соответствии .с п.2 ст. 31 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» имеет право на своей территории вводить карантин. Представляется, что карантин должен быть установлен для граждан, заболевших COVID-19, находившихся в контакте с заболевшими или прибывших из эпидемически неблагополучных регионов. Так как в Новосибирской области численность лиц этой категории составляет порядка тысячи человек, бюджет области справится с этой нагрузкой.
- Лица повышенного риска – пенсионеры и люди, страдающие хроническими .заболеваниями, не являются источником общественной опасности и не подлежат карантину. Считая их дееспособными, достаточно рекомендовать им ограничить контакты с другими людьми. Подавляющее большинство из них серьезно отнесутся к опасности и нет необходимости запугивать их штрафами и задержаниями.
- Разрешить с соблюдением социальной дистанции не менее 2 м прогулки с детьми, физические упражнения и выгул собак на расстоянии 1 км от дома и в парках, бульварах,городских лесах. Дети должны гулять в сопровождении взрослых, отвечающих за соблюдение ими социальной дистанции..
- Посетители магазинов, аптек, поликлиник и других общественных мест обязаны предохраняться и предохранять окружающих от заражения с помощью масок и соблюдения социальной дистанции 1,5 м.
- За нарушение действующих правил самоизоляции установить в Новосибирской области штрафы в размере 1000 рублей или, 2000 при повторном нарушении.
- Лицам, переболевшим COVID-19 или имеющим положительный тест на антитела к нему, разрешить свободное перемещение.
- Создать в многоквартирных домах и микрорайонах общественные советы по контролю за выполнением этих ограничений, предоставив им право выдавать разрешения на их нарушения в необходимых случаях. Там, где граждане откажутся, возложить эти функции на участковых, при необходимости усилив их патрулями.
Александр Рудницкий,
Руководитель Новосибирского Мемориала