Апелляция Константина Котова в Мосгорсуде проиграна на фоне новых задержаний
Фигурант «московского дела» Константин Котов 14 октября проиграл апелляцию в Мосгорсуде, который подтвердил срок в четыре года. Суд не принял во внимание постановление Конституционного суда РФ о процедуре разбирательств по ст. 212.1 Уголовного кодекса – неоднократное нарушение закона о митингах. Процесс Котова совпал с сообщением Следственного комитета о новых обвиняемых по «московскому делу», четверо – уже задержаны.
СК, сообщая о новых фигурантах расследования по факту несанкционированной акции 27 июля, на этот раз озаботился пиар-сопровождением своей работы. Распространено видео, на котором некие молодые люди бьются врукопашную с росгвардейцами, толкая и роняя их на асфальт.
В оппозиционной среде «московское дело» предпочитают называть «делом 212» по номеру статьи УК о массовых беспорядках. Напомним, что оно было возбуждено именно по этим основаниям, однако потом СК исключил данную статью из всех обвинений, а часть задержанных были даже выпущены из-под ареста после прекращения их уголовного преследования. Вот и новым фигурантам теперь вменяют ч. 1 ст. 318 УК «Применение насилия в отношении представителя власти».
По сообщению СК, задержаны в качестве подозреваемых граждане РФ Егор Лесных и Максим Мартинцов, которые, «действуя группой лиц, напали на сотрудника Росгвардии и повалили его на тротуар, кроме того, Лесных нанес другому правоохранителю удар ногой». «Еще один подозреваемый Андрей Баршай напал на сотрудника Росгвардии, толкнув его с разбега в спину. Следствием установлены и противоправные действия Владимира Емельянова в отношении росгвардейца, которого фигурант силой удерживал, препятствуя выполнению служебных обязанностей», – заявила официальный представитель СК Светлана Петренко.
СК также сообщил, что еще двое человек скрылись, узнав об обысках, которые прошли с утра понедельника, их розыск ведется. Между тем участник общественного проекта «Декоммунизация» Дэнни Кулинич, которого после обыска также отправили на допрос к следователю, все-таки был отпущен домой, он проходит по делу свидетелем. Ранее правозащитники объявили, что не могут отыскать его следов ни в каких правоохранительных ведомствах.
Таким образом, уже понятно, что «московское дело» выходит на второй круг, в этом аспекте напоминая о «болотном деле» 2012 года, число фигурантов которого тоже росло постепенно, но неуклонно. И также можно предположить, что освобождение части обвиняемых в начале сентября было связано не с какой-то либерализацией политической ситуации, а с намерением силовиков все-таки собрать для суда более доказательные материалы. И теперь вместо написанных как под копирку заявлений росгвардейцев о причинении им неимоверных страданий от легких контактов с разгоняемыми ими же гражданами действительно представлено вполне однозначное видео.
А вот прямой связи с новыми арестами и отказом Котову и его 12 адвокатам пересмотреть жесткий приговор по пресловутой «дадинской» статье, очевидно, все-таки нет. Неуступчивость Мосгорсуда, похоже, надо объяснять какими-то другими факторами. Например, как представляется, это можно считать намеренным вызовом политизированной общественности со стороны власти. Ответ же на вопрос, зачем это делается, скорее всего необходимо искать в конспирологических исследованиях перманентной борьбы «кремлевских башен».
Между тем нельзя не заметить, что защита Котова сама постаралась максимально политизировать его процесс. К примеру, каждый из адвокатов работал за символический гонорар в 212 руб. 10 коп. Сам Котов по ходу апелляции произнес ряд политических заявлений – скажем, о том, что по его статье вообще не должен сидеть ни один человек, а также что-то о том, что, мол, тираны не вечны. Напомним, что в поддержку Котова была развернута мощная общественная кампания: петицию в интернете подписало более 100 тыс. человек, большая группа священников потребовала прекращения его дела, за коллегу вступились программисты, а также ученые-конституционалисты.
И отказ Мосгорсуда показателен именно тем, что вторая инстанция вслед за первой, по сути, проигнорировала указания КС по ст. 212.1. Необходимо было заново рассмотреть каждое из четырех административных дел, а по ходу этого изучения установить, была ли в действиях обвиняемого действительная угроза общественному порядку, жизни и здоровью граждан, их имуществу и прочим материальным ценностям. Однако суд удовлетворился сообщением прокурора о том, что все это уже доказано.
Иван Родин
Заведующий отделом политики «Независимой газеты»