Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по делу «Оздоев и Цечоев против России». Рашид Оздоев, помощник прокурора Ингушетии, был похищен и убит 15 лет назад. Он расследовал причастность сотрудников ФСБ к исчезновению людей в республике. Вместе с ним был похищен и убит его друг, активист Тамерлан Цечоев, оказавшийся в момент нападения в машине Оздоева. Суд признал, что власти России не провели должного расследования преступления и обязал правительство выплатить родственникам убитых компенсацию.
- 11 марта 2004 года на дороге, ведущей из Назрани в Малгобек, «неизвестные» расстреляли тёмно-зеленые «Жигули». За рулём находился старший помощник прокурора Ингушетии по надзору за деятельностью ФСБ Рашид Оздоев. Накануне, 8 марта 2004 года, он вернулся из Москвы, куда отвёз доклад на имя Генпрокурора о злоупотреблениях и неоправданной жестокости ФСБ республики. В докладе говорилось о причастности регионального управления спецслужбы и её начальника Сергея Корякова к бесследным исчезновениям людей в Ингушетии. На пассажирском сиденьи в тот день был друг Оздоева, активист Тамерлан Цечоев. Оздоева и Цечоева вытащили из «Жигулей», затолкали в «Газель» без номеров и увезли в неизвестном направлении.
- Отец помощника прокурора, судья Малгобекского района Ингушетии Борис Оздоев начал собственное расследование. Он вышел на участвовавшего в похищении сотрудника ФСБ, который рассказал, что приказ о похищении отдал Сергей Коряков. Борис Оздоев записал этот разговор и пытался передать плёнку в силовые структуры, чтобы привлечь виновных к ответственности. Однако в прокуратуре заявили, что она размагнитилась, а из ФСБ России пришёл ответ, что у них нет переводчика с ингушского.
- В 2005 году Корякова назначили начальником иркутского управления ФСБ, а в 2006 году он погиб в авиакатастрофе, возвращаясь из Москвы в Иркутск. В 2008 году, после того как при поддержке Правозащитного центра «Мемориал» Борис Оздоев подал жалобу в ЕСПЧ, его дом был обстрелян из гранатометов и сгорел.
ЕСПЧ, рассмотрев жалобу, посчитал, что были нарушены несколько статей Европейской Конвенции основных прав и свобод человека: ст. 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты). Суд обязал власти России выплатить компенсацию морального ущерба — по 80 тыс. евро Тамаре Оздоевой, матери убитого Рашида Оздоева, и Зурабу Цечову, брату убитого Тамерлана Цечоева, а также 10 тыс. евро материального ущерба Тамаре Оздоевой.
В решении ЕСПЧ говорится, что правительство России не провело эффективного расследования обстоятельств исчезновения и смерти Оздоева и Цечоева, не смогло убедительно опровергнуть доводы родственников убитых. Суд напомнил, что «уже приходил к выводу, что неэффективное расследование исчезновений, имевших место в Чечне в период с 2000 по 2006 год, представляет собой системную проблему, и что уголовные расследования не являются эффективным средством правовой защиты в этом отношении».
Борис Оздоев, который настаивал на расследовании похищения своего сына, до решения ЕСПЧ не дожил, он умер 23 января 2018 года.