ЕСПЧ признал Россию виновной в деле о гибели помощника прокурора Ингушетии, расследовавшего внесудебные казни ФСБ

27 августа 2019
Политика

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по делу «Оздоев и Цечоев против России». Рашид Оздоев, помощник прокурора Ингушетии, был похищен и убит 15 лет назад. Он расследовал причастность сотрудников ФСБ к исчезновению людей в республике. Вместе с ним был похищен и убит его друг, активист Тамерлан Цечоев, оказавшийся в момент нападения в машине Оздоева. Суд признал, что власти России не провели должного расследования преступления и обязал правительство выплатить родственникам убитых компенсацию.

  • 11 марта 2004 года на дороге, ведущей из Назрани в Малгобек, «неизвестные» расстреляли тёмно-зеленые «Жигули». За рулём находился старший помощник прокурора Ингушетии по надзору за деятельностью ФСБ Рашид Оздоев. Накануне, 8 марта 2004 года, он вернулся из Москвы, куда отвёз доклад на имя Генпрокурора о злоупотреблениях и неоправданной жестокости ФСБ республики. В докладе говорилось о причастности регионального управления спецслужбы и её начальника Сергея Корякова к бесследным исчезновениям людей в Ингушетии. На пассажирском сиденьи в тот день был друг Оздоева, активист Тамерлан Цечоев. Оздоева и Цечоева вытащили из «Жигулей», затолкали в «Газель» без номеров и увезли в неизвестном направлении.
  • Отец помощника прокурора, судья Малгобекского района Ингушетии Борис Оздоев начал собственное расследование. Он вышел на участвовавшего в похищении сотрудника ФСБ, который рассказал, что приказ о похищении отдал Сергей Коряков. Борис Оздоев записал этот разговор и пытался передать плёнку в силовые структуры, чтобы привлечь виновных к ответственности. Однако в прокуратуре заявили, что она размагнитилась, а из ФСБ России пришёл ответ, что у них нет переводчика с ингушского.
  • В 2005 году Корякова назначили начальником иркутского управления ФСБ, а в 2006 году он погиб в авиакатастрофе, возвращаясь из Москвы в Иркутск. В 2008 году, после того как при поддержке Правозащитного центра «Мемориал» Борис Оздоев подал жалобу в ЕСПЧ, его дом был обстрелян из гранатометов и сгорел.

ЕСПЧ, рассмотрев жалобу, посчитал, что были нарушены несколько статей Европейской Конвенции основных прав и свобод человека: ст. 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты). Суд обязал власти России выплатить компенсацию морального ущерба — по 80 тыс. евро Тамаре Оздоевой, матери убитого Рашида Оздоева, и Зурабу Цечову, брату убитого Тамерлана Цечоева, а также 10 тыс. евро материального ущерба Тамаре Оздоевой.

В решении ЕСПЧ говорится, что правительство России не провело эффективного расследования обстоятельств исчезновения и смерти Оздоева и Цечоева, не смогло убедительно опровергнуть доводы родственников убитых. Суд напомнил, что «уже приходил к выводу, что неэффективное расследование исчезновений, имевших место в Чечне в период с 2000 по 2006 год, представляет собой системную проблему, и что уголовные расследования не являются эффективным средством правовой защиты в этом отношении».

Борис Оздоев, который настаивал на расследовании похищения своего сына, до решения ЕСПЧ не дожил, он умер 23 января 2018 года.

Общество

БФ «Семья вместе» отчитался об итогах деятельности за 2023 год

Благотворительный фонд «Семья вместе» подвел итоги деятельности за 2023 год. Одним из наиболее заметных событий…

Общество

Мелситек берет на вооружение отечественные кристаллы для лазерных аппаратов

Российский завод Мелситек*, занимающийся производством лазерных аппаратов для медицины и косметологии, внедрит в работу отечественные…

экономика

Интерактивная схема уникального СКИФ стала яркой точкой притяжения стенда Новосибирской области

Экспозиция Новосибирского региона на международной выставке «Россия» на ВДНХ продолжает удивлять посетителей не только ярким…