Нужно ли заменить «Архипелаг ГУЛАГ» Библией в школьной программе

11 июля 2019
Общество

Первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин поддержал инициативу добавить в школьную литературную программу тексты из Библии и Корана и предложил ради этого исключить из нее «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.  Заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы Алла Сараева считает, что это предложение  безграмотно и неисполнимо в реалиях современной российской школы

Новость о том, что Госдума поддержала предложение РПЦ ввести в школьную программу по литературе изучение Библии, Торы и Корана, заменив ими «некоторые произведения относительно современной литературы», мягко говоря, удивляет. По нескольким причинам.

Во-первых, цели и аргументы митрополита Волоколамского и зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, митрополита поддержавшего, абсолютно разные, никак между собой не соотносящиеся. Митрополит Иларион задается вопросом: если в школе изучают «Слово о полку Игореве», то почему дети «не могут изучать ту же самую Библию, Тору или Коран?» Понимаю, что с точки зрения митрополита отсутствие в программе по литературе этих текстов — «большое упущение», но, при всем уважении к церковному иерарху, рационального зерна в его аргументации не улавливаю. Не говоря уже о том, что ознакомиться с этими памятниками можно в курсе «Основы религиозных культур» и что, вообще говоря, религиозное чувство — вещь очень личная, и изучать религиозные тексты уместнее в семье или со своим духовником. Господин Смолин аргументирует свою позицию совершенно иначе: изучение религиозных текстов должно знакомить детей с библейскими образами, которые позже встретятся при чтении русской классической литературы.  Очень хорошее предложение. В самом деле, изучаем же мы в пятом классе легенды и мифы Древней Греции, Древнего Рима, мифы древних славян, чтобы потом, когда дети будут читать, например, Пушкина, при упоминании древнегреческих богов, они понимали, о чем идет речь. Чтобы фразеологизмы Сизифов труд, кануть в Лету и множество других были им понятны. В этом смысле изучение и евангельских текстов, конечно, полезно: знакомый со Священным писанием школьник скорее поймет, почему Сонечка читает Раскольникову о воскрешении Лазаря. Но вот вопрос: много ли мы вспомним произведений русской классики, где встречаются образы или сюжеты из Торы или Корана?

Во-вторых, практическая сторона дела, на мой взгляд, представляется авторам проекта весьма туманно: кто подготовит учителя литературы к преподаванию религиозных текстов? Кто разработает методику? Кто будет отбирать тексты и по какому принципу?

И в-третьих, немаловажный вопрос: какие произведения из школьной программы следует изъять, чтобы включить в нее Библию, Коран и Тору? И вот тут становится понятно, откуда у этой идеи ноги растут и почему депутат Госдумы поспешил поддержать предложение митрополита. Изъять, оказывается, надо «Архипелаг ГУЛАГ» как произведение, которое «дает довольно мало представления о реальном историческом процессе». С моей точки зрения, это утверждение господина Смолина не выдерживает критики, потому что именно такие высокохудожественные тексты, как роман Солженицына, оберегают людей от окончательного превращения в манкуртов. Но в конце концов каждый человек имеет право на свое мнение. Так что, допустим, «Архипелаг» не историчен. Но тогда почему бы на том же основании не исключить из программы роман «Война и мир», в котором Толстой существенно исказил ход войны 1812 года и, в частности, Бородинского сражения, поскольку ему важно было выстроить свою философию истории? Вопрос, понятно, риторический. И кстати. Депутат предлагает ввести изучение религиозных текстов в пятых-шестых классах, во всяком случае — до восьмого. Но ведь «Архипелаг» изучают в 11-м классе. Так что даже технически его исключение из программы не поможет вписать в нее тексты из Торы, Корана и Священного писания.

Позицию депутата Смолина можно, разумеется, считать его личным мнением. Хотя с моей точки зрения оно свидетельствует о том, что первый зампред думского комитета по образованию, по-видимому, не вполне представляет себе содержание  школьной программы по литературе и организацию учебного процесса. Это, впрочем, не удивляет, как и то, что под предлогом желания восстановить «историческую правду» из программы убирают именно те произведения, которые побуждают начать разговор о тяжелых вопросах истории Отечества. Священные тексты же предлагается использовать в качестве затычки — чтобы из прошлого не дуло тревожным сквозняком. Как показывают мировая история и литература, такие побуждения возникали и возникают не только у депутатов Госдумы.

Алла Сараева

Технологии

Отечественный производитель расширяет линейку ЦМК шин для ведущей оси грузовиков

Шинный комплекс KAMA TYRES, один из лидеров грузового шинного рынка России, расширяет ассортимент шин для…

Бизнес и финансы

Отдохнуть в гранд-лобби: пространство, вдохновленное севером

Архитектурное бюро MORS ARCHITECTS спроектировало интерьеры для гранд-лобби и типовых лобби второй очереди строительства масштабного…

Общество

Опрос показал, сколько зарабатывали студенты на летней подработке

Опрос: треть студентов на летней подработке получали свыше 80 тыс рублей в месяц Более трети…