Исключим антибиотики из меню!

14 марта 2016
Технологии

Союз потребителей Российской Федерации признает и поддерживает девиз, предложенный международной организацией потребительских союзов Consumer International (CI) своим членам к 15 марта 2016 года: «Исключим антибиотики из меню (AntibioticsOffTheMenu)!». CI начала кампанию, цель которой – добиться от сетей быстрого питания McDonald’s, KFC, Subway и Burger King принятия обязательств по прекращению использования мяса скота и птиц, при выращивании которых применялись антибиотики, важные для лечения людей. Потребительские организации по всему миру информируют людей о чрезвычайной важности противодействия чрезмерному использованию антибиотиков при выращивании животных, поскольку оно стало одной из главных причин растущей устойчивости к антибиотикам. Всемирная организация здравоохранения предупреждает, что без принятия экстренных мер человечество скоро вступит в постантибиотическую эру, в которой самые обычные инфекции и незначительные травмы станут смертельно опасными, потому что все больше антибиотиков используется не столько для лечения, сколько для предотвращения заболеваний домашних животных.
Судя по результатам проверок Роспотребнадзора и исследований Центра независимой потребительской экспертизы, для российских потребителей эта тема пока мало актуальна. Однако поскольку природа не наделила нас органом чувств, сообщающим о наличии антибиотиков в пище, нам остается рассчитывать на эффективность государственного надзора за технологиями выращивания скота и птицы в условиях, когда сокращение потребительского спроса побуждает производителей к снижению своих издержек, в том числе и за счет использования недопустимых препаратов. В противном случае антибиотики станут и у нас серьезной проблемой для здоровья тех, кто потребляет много мяса.
Однако сегодня для России значительно более актуальна другая опасность: недоедания, и не только мяса, а и более дешевых продуктов. Число недоедающих растет, прежде всего за счет семей, где много детей или мало здоровых взрослых. Как помочь этим людям, когда 19 млн россиян уже живут за чертой бедности?

Многое может сделать государство, прежде всего профинансировать и организовать бесплатное полноценное питание детей из нуждающихся семей в детских учреждениях и субсидировать приобретение такими семьями отечественных продуктов по «Программе дополнительного питания», разработанной Минпромторгом. Но и бизнес не должен остаться в стороне. В его силах создать по европейским образцам систему продуктовой благотворительности, основанную на передаче в благотворительные организации магазинами продуктов с приближающимся окончанием срока годности, а поставщиками — продуктов, отвергнутых торговлей по причинам, не связанным с их безопасностью.
Каждая торговая сеть примерно знает, сколько единиц продукции ей удастся продать, если за три дня до истечения срока годности товарной партии осталась нереализованной 1000 единиц. Остальное придется отправить на уничтожение или утилизацию, за что еще придется заплатить, либо вернуть изготовителям на промпереработку, если это предусмотрено договором поставки. Не лучше ли для продавца передать эти продукты благотворительной организации, которая оперативно вывезла бы их и до истечения срока годности распределила или продала по символическим ценам нуждающихся по спискам социальных служб? Очевидно лучше, если только это не приведет к дополнительной налоговой нагрузке на него, поэтому потребуется внести изменения в налоговое законодательство. Важно также сделать более доступными и менее затратными для благотворительных организаций реализацию таких продуктов и создание столовых, смягчив обязательные требования к такой деятельности, а также законодательно обеспечить им доступ к базам данных социальных служб, максимально упростив тем самым получение благотворительной помощи нуждающимися.

Массовая продуктовая благотворительность не только серьезно помогла бы нашим недоедающим согражданам, но и укрепила доверие более обеспеченных потребителей к качеству продуктов, реализуемых торговыми сетями. Поэтому Союз потребителей РФ при поддержке Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы и Ассоциации компаний розничной торговли в преддверии Всемирного дня прав потребителей приглашает всех, кто считает это важным и готов вносить свой вклад, включиться в разработку и реализацию Программы продуктовой благотворительности.

Общество

В России учрежден независимый национальный конкурс профессионального мастерства психологов им. Виктора Франкла

Институт ценностно-ориентированной психологии учредил Независимый национальный конкурс профессионального мастерства психологии им. Виктора Франкла. Конкурс стал…

Общество

Новые правила госзакупок: приоритет для отечественного производителя

Госдума приняла в первом чтении законопроект о единых правилах национального режима для госзакупок для отдельных…

Общество

Московский фестиваль кино открылся в Таиланде

В течение двух с половиной недель в тайских кинотеатрах покажут пять российских фильмов. В Бангкоке начался Московский фестиваль…